• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

III Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Ответственность человека и ответственность государства в XXI веке»Москва, 4-11 июля 2013 года

5 июля

5 июля 2013 года состоялось официальное открытие III Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям. В этом году тематика школы звучит следующим образом: «Ответственность государства и ответственность гражданина в XXI веке». В начале заседания с приветственным словом выступили заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики по стратегическому планированию и аспирантуре Т.В. Бордачев и профессора Восточно-китайского педагогического университета Ю Наньпин и Пань Синмин. Все выступающие отметили, что российско-китайская летняя школа, уже ставшая ежегодной традицией, вносит неоценимый вклад в развитие сотрудничества между научно-академическими сообществами двух стран, и выразили уверенность в том, что в этом году она будет еще более плодотворной и запоминающейся.

Стоит отметить, что впервые за трехлетнее существование школы российскую стороны представляют не только студенты факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, но и учащиеся других университетов России.

Т.В. Бордачев прокомментировал открытие школы, ответив на ряд вопросов.

Из пилотного проекта школа становится доброй традицией. Какие изменения Вы лично наблюдаете?

- Самое приятное – можно констатировать, что Школа встала на ноги и в интеллектуальном, и в организационном плане. Теперь перед нами стоит новая цель – сделать Школу self-sustainable, т.е. сформировать механизмы, которые будут ее самостоятельно поддерживать. Важнейшая задача на этом пути – вовлечение студенческих организаций, прежде всего факультета мировой экономики и мировой политики. В первую очередь – студенческого научного клуба и других организаций, которые на нашем факультете постоянно возникают и бурно развиваются.

- Вы работали со всеми студентами, и в формате лекций, и круглых столов, и принимали презентации проектов. Что Вы можете сказать об участниках?

- Постоянно растет уровень участников. Спустя три года можно сказать, что Школа выполняет свою главную миссию – функционирует как совместная интеллектуальная среда для российских и китайских студентов. Возможно, благодаря этому удается привлекать студентов из разных регионов, обучающихся по разным направлениям общественных и гуманитарных наук. Главное, что их объединяет – живой интерес к международным отношениям, глубокие знания и отличный английский.

В этом году у Школы весьма своеобразная тема: «Ответственность государства и ответственность гражданина в ХХI веке». Это явно более широкая тема, чем ожидается от российско-китайской летней школы, не зная ее предысторию…

- Как и задумывалось, проблематика Школы вышла за рамки двусторонних отношений наших стран, чему подтверждение не только тема этого года, но и групповые проекты, которые выполняли участники прошлой школы, и с сегодняшнего дня начинают выполнять «новобранцы». Как они справятся с этой миссией, мы узнаем на закрытии Школы, после презентации проектов.

Также своими впечатлениями от открытия школы поделились некоторые участники.

Зоя Канина (Институт гуманитарных наук, республика Коми). Где еще я могу найти столько замечательных людей с абсолютно разными взглядами и принципиально новыми идеями? Причем это касается не только политики и экономики, но и любых других вопросов. Профессиональный взгляд экспертов, читающих нам свои лекции, дает возможность по-другому взглянуть на привычные вещи.

Дун Линъянь (ВКПУ). В ходе школы мне хотелось бы развить навыки межкультурной коммуникации и расширить знания в области международных отношений.

Евгений Петелин (ИДВ РАН).. А мне хотелось бы наладить профессиональные связи в сфере моих научных интересов (отчасти эта цель уже реализована), а также почерпнуть новые идеи для моих дальнейших исследований.

После официального открытия школы состоялся семинар, во время которого участники были распределены на 6 групп в соответствии с их научными интересами, а затем согласовали внутри каждой группы тему проекта, над которым они будут работать в течение школы. Темы проектов затрагивают различные аспекты мировой экономики и мировой политики.

Зоя Канина (Институт гуманитарных наук, республика Коми). Наш проект касается самоидентификации России и Китая и посвящен созданию имиджа государства посредством применения инструментов мягкой силы. Я уверена, что это одна из наиболее интересных и актуальных тем в наше время, поскольку мы можем достигать своих целей без применения военной силы. А что может быть более важным, чем мир?

Дун Линъянь (ВКПУ). Тема нашего группового проекта: «Кооперация, а не интервенция (на примере России и Китая)». Актуальность темы обусловлена важностью проблематики ответственности Китая и России в XXI веке перед мировым сообществом.

Евгений Петелин (ИДВ РАН). Наш проект посвящен экономическому развитию и защите окружающей среды. Выбор темы главным образом объясняется увеличением важности экологической составляющей политики развития в современных международных отношениях.

Все участники и организационный комитет школы с нетерпением ждут продолжения этого масштабного мероприятия.

В начало

6 июля

Этот день летней школы начался с обсуждения проектов, и сегодня участники с энтузиазмом продолжили разрабатывать выбранные темы, а также распределили обязанности по проекту. Как российские, так и китайские студенты отметили приятную и дружественную атмосферу в своих группах. И даже языковой барьер и культурные различия не стали помехами в обмене идеями и мыслями.

Цуй Пань(ВКПУ). Я не испытываю никаких сложностей в общении со студентами из России. Они все интересные и милые, и было бы здорово общаться с ними как можно больше!

Дмитрий Новиков (МГУ). Думаю, что непреодолимых препятствий в общении между нами не возникает, в итоге все равно удается придти к решению, которое устраивает всех.

Ван Чжихан (ВКПУ). Здесь много студентов, которые отлично говорят не только по-английски, но и по-китайски. Мы отлично понимаем друг друга, и такого понятия, как языковой барьер для нас не существует.К тому же, ребята очень дружелюбны и всегда готовы помочь, спасибо им за это!

Пань Синмин
Пань Синмин
После небольшого кофе-брейка профессор Восточно-китайского педагогического университета Пань Синмин прочитал лекцию о китайском взгляде на такое явление, как глобальная миграция. Профессор отметил теории, описывающие процессы миграции, а также рассказал о структуре этих процессов и привел интересные статистические данные. Лекция вызвала множество вопросов, которые активно обсуждались российскими и китайскими студентами.

После обеда, последовавшего за лекцией, участники отправились на экскурсию, которую для них проводили Максим Янковский и Анна Зотова. От здания НИУ ВШЭ на Покровском бульваре участники проследовали к Чистым прудам, увидели памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, а затем — памятник Александру Сергеевичу Грибоедову. Максим и Анна рассказали китайским гостям о произведении «Горе от ума» и познакомили их с биографией русского писателя.

Китайский чайный дом, к которому ребята проследовали далее, вызвал у китайских гостей большой интерес своим внешним видом и стилизацией под китайскую архитектуру. Внутри магазина, что любопытно, наибольшее внимание привлекли конфеты.

Затем участники и экскурсоводы проследовали по направлению к Лубянке, на Мясницкой улице увидели главный корпус НИУ ВШЭ, а затем дошли до музея Владимира Маяковского, о котором Максим вкратце рассказал китайским гостям. Затем, через Китай-город, группа вернулась в корпус на Покровском бульваре.

После экскурсии участники с удовольствием послушали лекцию преподавателя кафедры мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ И. А. Макарова о влиянии проблем окружающей среды на мировую экономику и международные отношения. Лекция также вызвала большое количество комментариев и вопросов, на которые Игорь Алексеевич охотно ответил.

Завершился этот насыщенный и, без сомнения, плодотворный день вечером китайской национальной культуры, во время которого ребята из Китая постарались показать всю красоту своей страны так, как они ее видят сами. Китайские гости познакомили нас с китайской оперой и тайцзицюань, пели и танцевали с веерами, провели краткий мастер-класс по каллиграфии для российских коллег. Во второй половине вечера были организованы подвижные игры, в которые с удовольствием играли как участники школы, так и профессора. На вопрос о том, какие черты своей культуры они считают наиболее важными и характерными, все ребята отвечали однозначно – сдержанность, лаконичность, гармония. По восторженной реакции российских участников было видно, что энтузиазм китайских коллег не остался незамеченным.

Ольга Окунева  (НИУ ВШЭ, факультет мировой экономики и мировой политики). Это настоящее удовольствие – принимать участие в таком мероприятии, узнавать что-то новое о китайских традициях, сравнивать культуры двух стран. Во время культурного вечера больше всего меня впечатлили игры, организованные китайскими друзьями, которые были весьма похожи на наши. Так я поняла, что в наших культурах гораздо больше общего, чем могло показаться на первый взгляд.

Полина Елисеева (НИУ ВШЭ, отделение востоковедения). Игры, китайская опера, танцы – все было просто замечательно и очень весело. Превосходное событие!

Можно с уверенностью сказать, что этот день принес много положительных эмоций и надолго запомнится всем участникам школы.

В начало

7 июля

Владимир Александрович Рыжков
Владимир Александрович Рыжков

7 июля участники Летней школы встретились с известным российским политиком Владимиром Рыжковым. Лекция Владимира Александровича, посвященная возможностям модернизации политических систем России и Китая, представляла особый интерес в рамках заявленной тематики школы: «Ответственность государства и ответственность гражданина в ХХI веке». Политик подчеркнул, что Россия и Китай сталкиваются с похожими проблемами в сфере развития демократии и гражданского общества. Оба государства страдают от отсутствия надлежащего контроля над деятельностью чиновников, коррупции и, как следствие, низкой эффективности управления. В качестве пути решения этих проблем В.А. видит создание демократических институтов, являющихся основой стабильности и залогом развития государств и общества. В качестве примеров успешного построения демократии  в отсутствие длительной истории формирования институтов гражданского общества политик приводит Монголию и Индию. Участники школы задавали выступающему вопросы, высказывали свою точку зрения. Особенно активными были китайские студенты, интересовавшиеся мнением Владимира Рыжкова о препятствиях развитию демократии в России и Китае и возможных способах преодоления авторитарных тенденций. После дискуссии Владимир Александрович поделился впечатлениями о российско-китайской летней школе, отметил прекрасную организацию мероприятия, активность и заинтересованность студентов, подчеркнул приоритетность проблематики ответственности государства и граждан для развития  обоих государств.

После встречи участников ждала экскурсионная программа: студенты посетили историко-культурный центр «Кремль в Измайлово», известный своими стилизованными под традиционную русскую архитектуру строениями и одной из крупнейших в России ярмарок-выставок  декоративно-прикладных искусств и ремесел. Перед осмотром достопримечательностей комплекса состоялся совместный обед участников школы в ресторане «Берлога», где участники с китайской стороны имели возможность познакомиться с традиционной русской кухней. На ярмарке-выставке «Вернисаж в Измайлово» китайские студенты смогли полюбоваться разнообразием изделий народных промыслов и купить сувениры.

Участники летней школы с российской стороны подготовили для своих китайских коллег экскурсию по станциям Московского метрополитена. Китайские студенты посетили наиболее примечательные станции метро, российские студенты сопровождали экскурсию интересными историями, связанными со строительством и функционированием Московского метрополитена.

Увлекательно проведенное время позволило участникам набраться впечатлений для плодотворной работы в последующие дни летней школы.

В начало

8 июля

День начался с обсуждения проектов в группах. Участники Летней школы обменивались мнениями по проблематике своих проектов, распределяли задачи, готовили доклады и презентации. Опыт формального и неформального общения в первые дни летней школы сблизил участников, обсуждение  проектов, по словам студентов, проходило легко и непринужденно.

После обеда состоялась лекция преподавателя факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрия Суслова. Лекция была посвящена проблеме ответственности в международных отношениях. Прежде всего, речь шла об ответственности ведущих акторов мировой политики, государств. Дмитрий Вячеславович осветил теоретические аспекты понятия ответственность в международных отношениях, различие в трактовках данного термина сторонников либеральной и реалисткой парадигм. Лектор отметил, что в условиях хаотизации международных отношений, дестабилизации отдельных регионов, проблема ответственности  и перспективы глобального управления являются приоритетными. Была обозначена сложная взаимосвязь между суверенитетом и международной ответственностью государств. Участники, с большим интересом слушавшие лекцию, задавали  вопросы и высказывали свою точку зрения на столь важную в современных условиях проблему.

В рамках воркшопа, который проводили профессор Восточно-китайского педагогического университета Пан Синмин и преподаватель кафедры мировой экономики НИУ ВШЭ Алина Савельева, обсуждался потенциал и перспективы дальнейшего развития группы пяти быстроразвивающихся государств,  БРИКС (BRICS).  Участники высказывали различные мнения относительно природы и потенциала организации, подчеркивая  присущие ей недостатки, общую слабость и отсутствие четко обозначенных целей. С другой стороны, было отмечено, что государства группы сталкиваются  со схожими проблемами, связанными как с внешними, так и внутренними вызовами, которые требуют совместной работы и тесного сотрудничества. Кроме того, в рамках воркшопа участники   обменялись впечатлениями об особенностях российской и китайской культуры и ментальности. Участники отметили черты  культурной традиции своих коллег, которые показались им наиболее интересными, определяющими. По мнению участников, самым важным моментом в межкультурном общении стало понимание единства, возможности коммуникации  и обмена опытом, несмотря на цивилизационные различия.

Приятным завершением этого дня стал концерт, подготовленный российскими участниками школы. Темой концерта были города России, ярко и образно представленные российскими студентами. Китайские коллеги смогли насладиться исполнением традиционных и современных русских песен, танцевальными номерами,  в которых раскрывалась тема вечера русской культуры. Главной сюжетной линией концерта было путешествие героев из Владивостока в Москву с посещением крупнейших российских городов. После чудесного выступления, российские участники пригласили китайских коллег поиграть в традиционные русские игры. Вечер завершился уже ставшим традиционным обменом зажженными свечами, символизирующими сердца участников, открытые для общения и дружбы.

Участники школы поделились впечатлениями о четвертом дне российско-китайской летней школы:

Ли Ян (ВКПУ) был впечатлен красивыми песнями и яркими нарядами российских участников на вечере русской культуры, заметив при  этом, что в программу можно было бы включить больше музыкальных номеров с участием юношей. На вопрос о сильных чертах русской и китайской культур, участник заметил, что русских отличает открытость в общении и честность, важной чертой китайской культуры является скромность.

Ли Гинди (ВКПУ) также понравились традиционные русские танцы и песни. Ли Гинди отметила энтузиазм российских участников, который по ее мнению, является определяющей чертой русской нации.

В начало

9 июля

Пятый день российско-китайской летней школы начался с обсуждения проектов в группах. Участники активно обсуждали ключевые  моменты презентаций, готовясь вечером представить результаты своей работы.

После короткого перерыва на кофе-брейк  состоялась лекция преподавателя факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Кирилла Энтина. Лекция была посвящена отношениям России и Китая с Европейским союзом в контексте проблемы защиты прав человека. В первой части лекции были рассмотрены особенности ЕС как актора международных отношений. Кирилл Владимирович осветил правовые аспекты внешнеполитической деятельности ЕС, механизмы принятия решений в данной сфере, влияние особенностей внутренней структуры Евросоюза на его поведение на международной арене. К. Энтин подчеркнул важность европейских ценностей, в первую очередь защиты прав человека, для развития интеграционного проекта и роль данной проблематики в отношениях с Китаем и Россией.

Еще одним важным событием этого дня стал воркшоп, проведенный  заместителем декана факультета мировой экономики и мировой политики по стратегическому планированию и аспирантуре Тимофеем Вячеславовичем Бордачевым. Воркшоп был посвящен специфике исследовательской работы в сфере международных отношений.  Тимофей Вячеславович поделился опытом академической и экспертной деятельности, дал ценные советы начинающим исследователям. Участники получили возможность задать вопросы известному эксперту в сфере международных отношений, высказать свою точку зрения.

После дискуссии участникам было дано время на подготовку к презентации проектов. Студенты вносили последние изменения, согласовывали очередность выступлений. Было заметно волнение докладчиков перед самым важным для них событием летней школы.

Проект первой группы участников был посвящен проблеме конфронтации США и Китая. Студенты проанализировали основные моменты в отношениях двух стран, порождающие  противоречия: обеспечение безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, экономические аспекты отношений, связанные с взаимозависимостью экономик двух стран, спорами по поводу искусственного занижения курса национальной валюты Китая, вопросы кибербезопасности. В презентации также были рассмотрены варианты развития отношений США и Китая, возможности преодоления противоречий.

Темой проекта второй группы был Пекинский консенсус как альтернативная Вашингтонскому консенсусу экономическая модель. Докладчики выделили основные черты, присущие данной модели, подчеркнув, что в ее основе лежит, прежде всего, китайский опыт.  Приведенные авторами проекта статистические данные иллюстрировали текущие состояние и перспективы развития экономики Китая, потенциал предложенной им модели развития.

Презентация третьей группы была посвящена  проблеме интервенций, позициям США, России и Китая по этому вопросу.  Докладчики осветили теоретические аспекты данного явления  мировой политики и на примерах показали негативные последствия интервенций. Ключевой проблемой доклада были перспективы сотрудничества России и Китая в сфере предотвращения интервенций, защиты одного из ключевых принципов международных отношений, уважения суверенитета и территориальной целостности государств.

Все три группы прекрасно справились с поставленной задачей,  представили свое видение  ключевых экономических и политических проблем, связанных с тематикой школы «Ответственность государства и ответственность гражданина в XXI веке». И что не менее важно,  китайские и российские участники получили опыт общения и совместной работы, свидетельствующий о важности сотрудничества для решения ключевых проблем современности.

В начало

10 июля

Сегодня завершает свою работу III Международная российско-китайская летняя школа. Этим утром состоялась вторая часть презентаций проектов участников. Доклады были подготовлены на высоком уровне, участники избрали для исследования  исключительно важные с точки зрения развития мировых политических и экономических процессов темы и сумели их раскрыть, проявив при этом способность работать в команде, генерировать свежие идеи и искать новые пути решения проблем.

Сергей Александрович Караганов
Сергей Александрович Караганов

После обеда перед участниками школы  с лекцией выступил декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. Лекция Сергея Александровича была посвящена тенденциям мирового развития. Известный ученый выделил несколько ключевых трендов, которые, по его мнению, будут определять международную жизнь в обозримой перспективе: ускорение темпов развития экономических и политических процессов, реидеологизация мировой политики, в первую очередь повышение роли религии, сокращение ресурсной базы планеты, угроза региональных конфликтов и политического радикализма и в то же время распространение западной модели демократии, сближение политических систем государств. На вопрос студентов о том, какие меры необходимо принимать российским властям в столь непростое время, Сергей Александрович ответил, что, прежде всего, стоит инвестировать в человеческий капитал, самую главную ценность любого общества.

Следующим пунктом программы было посещение Государственной Третьяковской галереи.  Китайские участники проявили большой интерес к шедеврам русской живописи и активно задавали вопросы российским студентам о художниках, сюжетах картин и связанных с ними моментах русской истории. После посещения галереи участники совершили пешую прогулку по центральным улицам Москвы до корпуса Высшей школы экономики на Покровском бульваре.

Вечером состоялась торжественная церемония награждения участников Летней школы. С российской стороны на церемонии присутствовали: проректор НИУ ВШЭ Г.Г. Канторович, декан факультета мировой экономики и мировой политики С.А. Караганов, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики по стратегическому планированию и аспирантуре Т. В. Бордачев и другие преподаватели и сотрудники Высшей школы экономики. Китайскую сторону представлял  Директор Института международных отношений и регионального развития при Восточно- китайском педагогическом университете (ВКПУ) и  Центра изучения России Фэн Шаолей, другие делегаты из ВКПУ, представители посольства КНР в Российской Федерации. Организаторы школы и гости церемонии выступили с речью о мероприятии, ставшем традицией, сближающей два вуза и два народа, поздравили участников и вручили им дипломы и памятные подарки. На церемонии состоялось еще одно важное для обоих университетов событие, подписание соглашения о развитии сотрудничества и обмене студентами.

После церемонии награждения участников школы пригласили посетить кабинет, открытый в Высшей школе экономики специально для представителей Восточно-китайского педагогического университета как символ дружбы  вузов. Такой же кабинет был открыт и в Восточно-китайском педагогическом университете. Сотрудничество университетов имеет давнюю историю, и IIIМеждународная  российско-китайская летняя школа стала еще одним шагом к укреплению связей.

Преподаватели и студенты продолжили общение на фуршете в честь завершения российско-китайской летней школы. Участники вспоминали самые яркие моменты школы, делились впечатлениями и планами на будущее.

Чжу Юнфу: «Москва очень красивый  город, русские - гостеприимная и дружелюбная нация. На мой взгляд, летняя школа очень интересный проект, сочетающий российскую и китайскую культуру».

Цзэн Цяо Янь: «Летняя школа была очень интересной и полезной. Преподаватели и студенты Высшей школы экономики были необыкновенно дружелюбны и внимательны, мне очень понравились лекции, экскурсии по городу и вечер русской культуры. Я поняла, что русские люди добродушны и отзывчивы. Мне бы так же хотелось поделиться мыслями о том, как сделать российско-китайские летние школы еще лучше. Было бы неплохо, если бы после обеда выделяли время на отдых (1-2 часа), так как большинству китайских студентов сложно привыкнуть к смене часовых поясов. Также хотелось бы, чтобы программа летней школы не была столь интенсивной и мероприятия заканчивались раньше. Однако в целом хотелось бы поблагодарить всех участников и организаторов».

Лу Чуаньин: «Летняя школа дала прекрасную возможность для китайских студентов познакомиться с русской культурой, историей и особенностями внешней политики. Поскольку возможность приехать в Россию китайским участникам выпадает не часто, хотелось бы увеличить сроки проведения летней школы, чтобы у студентов было больше времени на обсуждение проектов в группах. И если возможно включить в программу посещение других городов России».

Екатерина Орлова: «Хотелось бы поблагодарить вас за проведение такого прекрасного мероприятия как IIIМеждународная российско-китайская летняя школа! Мне очень понравились лекции, каждая из них была необыкновенно интересной и актуальной. Кроме того было интересно обсуждать проблемы мировой политики и экономики с китайскими студентами и преподавателями, высказывать свою точку зрения. Мне очень понравился вечер китайской культуры и участие в мероприятии на вечере русской культуры. Сочетание интенсивной учебы и неформального общения с китайскими студентами в рамках культурной программы является свидетельством великолепной работы команды организаторов школы».

Пирматов Хабибулло: «Для меня было честью принять участие в летней школе в качестве представителя Российского университета дружбы народов. В первую очередь мне бы хотелось выразить благодарность организационному комитету и администрации Высшей школы экономики за прекрасное мероприятие. На лекциях российских и китайских преподавателей я получил опыт и новые знания в сфере международных отношений. И кроме того приобрел много друзей из разных регионов России и Китая».

В начало


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.