• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обоснование Темы Исследований в Контексте Современного Состояния Исследований в Данной Области

Основные исследовательские подходы к вопросу об эффективности региональных экономических объединений представлены экономической и политической науками (наукой о международных отношениях). Поскольку в качестве основной перед исследователями ставится задача выяснения интересов стран-участниц Евразийской интеграции, особое внимание следует уделить теоретические подходам к оценке выгод от интеграции, так как размер и характер выгод является основным стимулом к интеграции.

В этом ключе следует упомянуть работы экономистов - теоретиков европейской интеграции. М. Бийо (1950) и Д. Вайнер (1950) развивали идею положительного эффекта от ликвидации торговых и прочих барьеров в рамках таможенных союзов. Вайнер впервые сформулировал положение о потокообразующих (trade-creation) и потокоотклоняющих (trade-diversion) эффектах объединения двух или нескольких национальных рынков в таможенный союз. Вопрос о том, ведет ли превышение эффекта отклонения над эффектом создания зоны свободной торговли к повышению национального благосостояния, остается дискуссионным. Так, Р.Липси (1957 г.) и И.Бхагвати (1997 г.) доказали, что в ряде случаев результатом создания таможенных союзов может быть рост благосостояния. Вместе с тем, существует авторитетное исследование А.Панагария (1999 г.) для случая создания крупного таможенного союза с внешним тарифом, при котором торговый оборот остается на прежнем уровне.

По мнению П. Кругмана (1991) страны-члены РЭО являются «естественными партнерами» и их выигрыш от интеграции напрямую зависит от доли на внутреннем региональном рынке.

Существует два основных метода оценки эффективности экономической интеграции, основанные соответственно на модели общего экономического равновесия и разного рода эконометрических моделях. Метод общего равновесия основан на определении и отслеживании изменений равновесной цены товаров, равновесных объемов структуры производства по секторам экономики. В зависимости от изменения этих равновесных показателей меняется выигрыш или убытки всех экономических агентов (производителей, потребителей, государства). В приложении к государствам Евразии, общее равновесие в условиях повышенной инфляции, волатильности рынков и неопределенности секторов экономики зачастую невозможно посчитать даже в пределах одной страны.

Эконометрические модели основаны чаще всего на методе частичного равновесия, что означает выборочный расчет равновесных показателей по блокам. Такие модели обсчитывают, как правило, разные показатели: тарифы, торговый баланс, национальные счета, объем трансграничных инвестиций.

На данный момент не существует универсальной экономического метода определения выгод от интеграции.

Балансово-эконометрическая модель, подготовленная Центром развития НИУ ВШЭ, оценивает экономические выгоды интеграции для России как нулевые или отрицательные, для малых стран как прибыльные на уровне 1-1,5%. По оценке БЭМ интеграция несколько более выгодна для Белоруссии и Казахстана и только в долгосрочном периоде может оказаться выгодной России; в кратко- и среднесрочном периодах следует ожидать отрицательных выгод. Прогноз на основе БЭМ определяет общий эффект от усиления интеграции в среднем в 1% для Белоруссии, меньше 0,5% для Казахстана. Последние являются основными экономическими бенефициарами выгод от интеграционных процессов. Они получают российские инвестиции и доли на российских рынках. России следует ждать положительного эффекта от интеграции только на высоких уровнях интеграции, начиная с валютного союза. Краткосрочные выгоды РФ заключаются в получении контроля над важными инфраструктурными объектами на территориях Белоруссии, Казахстана и Украины (порты, транзитные трубопроводы).

Согласно модели Ф. Клоцвога, заведующий лабораторией прогнозирования макроэкономических и региональных пропорций Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в доле от объема ВВП, выигрыш составляет: для России — дополнительно 6,5%, для Белоруссии — 8%, для Казахстана — около 5%, Такого эффекта, как утверждает Ф. Клоцвог, можно будет достичь при согласованной социальной, макроэкономической и инвестиционной политике, а также внедрением общей инвестиционной программы на межгосударственном уровне.

Политические мотивы формирования региональных политических объединений более многобразны как для стран-интеграторов, так и для государств, входящих в предложенные им схемы. М. Братерский (2011, 2012) выделяет следующие политические факторы, которые определяют участие малых стран в интеграционном объединении в Евразии в рамках концепции регионального доминирования: легитимизация местных правящих режимов; получение неформальных гарантий военной защиты; общие с интегратором наднациональные институты дают возможность посредством участия в принятии коллективных решений сдерживать экспансивные стремления интегратора; обмен части суверенитета на реальные экономические блага. Интересы России, в частности, состоят в том, что экономические выгоды от интеграции интегратор использовать для укрепления собственной экономической мощи и, как следствие, — военно-политического мощи; интегратор может стать эмитентом региональной валюты, что расширит зону политического влияния эмитента.

Представляемое исследование будет строиться на основе инновационного для отечественной науки интегрированного политико-экономического подхода и вовлечет в анализ как экономические, так и политические факторы евразийской интеграции.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.