Базовая кафедра ВО «Автопромимпорт»

Международная конкурентоспособность
Практикоориентированность и междисциплинарность

Межсистемное и междисциплинарное взаимодействие

Современные теории развития социально-экономических объектов едины в видении необходимости учета при построении моделей исследуемых явлений полного спектра факторов, отражающих влияние структуры и взаимодействия элементов внутреннего и межсистемного уровней. Схожие вопросы возникают в высокотехнологичных инженерных областях, где значительный вклад в их разрешение формируют положения теорий подобия и системного управления. Тяжеловесность получаемых моделей послужила основанием для поиска путей снижения сложности их прикладного применения, что стало стимулом развития экспертно-статистических подходов к оценке и прогнозированию целевых показателей.

Анализ практического опыта междисциплинарного характера позволяет выделить достаточный набор требований в  области взаимодействия систем, обеспечивающий достижение желаемого соотношения показателей по устойчивости и эффективности: межсистемная согласованность: согласованность целей систем нижнего уровня с задачами систем верхнего уровня (встраиваемость); внутренняя согласованность: согласованность элементов системы по целям, качеству, времени, значимости и  оптимизация по используемым ресурсам; согласованность подсистем жизненного цикла: согласованность трех подобных подсистем — определения целей, достижения целей, адаптации к изменениям.

IRP Technology

Формирование методологических положений и подходов к развитию междисциплинарных компетенций молодых специалистов в условиях современных интеграционных процессов и глобальных вызовов является одним из приоритетных направлений БК АПИ «Международная конкурентоспособность».

Многолетняя история человечества подтверждает, что для обеспечения лидерства в любой сфере деятельности необходимо учитывать максимально широкий круг вопросов, влияющих на достижение желаемых результатов. В современных условиях, которые характеризуются необходимостью значительно быстрее обрабатывать, анализировать поступающую информацию и принимать на ее основе обоснованные управленческие решения, внедрение принципов междисциплинарного взаимодействия становится не просто актуальным, но и важным условием для успешного функционирования и развития бизнеса, государственных институтов, образовательных и научных учреждений. Ведущие мировые университеты активно внедряют междисциплинарные исследования в образовательную, научную и практическую деятельность, и как результат, получают значительные преимущества в улучшении качества образования, повышении конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, укреплении своих позиций в международных рейтингах, укреплении сотрудничества с бизнесом. Например, в Массачусетском технологическом институте (MIT) междисциплинарные подходы реализуются через MIT Media Lab, где объединяются исследователи из области компьютерных наук, дизайна и биологии для разработки инновационных решений. В Стэнфордском университете программа Stanford Bio-X интегрирует знания из биологии, медицины и инженерии для решения задач в области здравоохранения, а в Оксфордском университете Oxford Martin School фокусируется на глобальных вызовах, таких как изменение климата и устойчивое развитие, объединяя экспертов из различных научных областей.

БК АПИ

В настоящее время преимущества использования междисциплинарного подхода рассматриваются исследователями из различных областей, включая социальные, гуманитарные, естественные, технические науки. Современный уровень развития науки и вызовы, с которыми сталкивается человечество, приводят к необходимости выработки обоснованных решений для широкого набора комплексных задач, которые невозможно охватить в рамках одной дисциплины. В данном контексте развитие междисциплинарного взаимодействия, предполагающего интеграцию знаний, методов и подходов из различных научных областей, может предоставить необходимые инструменты для решения комплексных задач (Обидина, 2022). При этом подчеркивается, что данный подход следует отличать от мультидисциплинарности, которая ограничивается использованием разных областей знаний без их взаимодействия. Дисциплинарные знания служат основой для междисциплинарных исследований, а междисциплинарный подход, в свою очередь, стимулирует развитие отдельных дисциплин (Wernli and Darbellay, 2016). Подобный подход становится ключевым фактором успеха при выработке инициатив в условиях глобальных вызовов и современных интеграционных процессов. По мнению исследователей, междисциплинарное взаимодействие позволяет вырабатывать инициативы в ответ на глобальные вызовы, включающие миграцию, развитие регионов и формирование человеческого капитала, борьбу с изменениями климата, цифровизацию [Jacob, 2015, Карнышев и др., 2019].

В образовании междисциплинарность способствует формированию у студентов целостной системы знаний, что особенно важно в условиях инновационного развития и решения комплексных задач [Налетова, 2022]. Так, в рамках университетского образования междисциплинарность позволяет объединить гуманитарные, естественно-научные и профессиональные дисциплины, создавая условия для формирования у студентов проектного мышления и надпрофессиональных компетенций [Сенашенко, 2016].

Основу развития кафедры определили положения теории межсистемного взаимодействия, позволившие ей стать одним из центров развития цифровых двойников социально-экономических систем, интеллектуальных аналитических систем, системных моделей управления конкурентоспособностью и управления глобальными инициативами, позволили получить права на развитие студенческого этапа проекта ПСКК. Центральным элементом внедрения междисциплинарного взаимодействия БК АПИ стало инициирование ею и проведение в течение более десяти лет трех регулярных годовых прикладных проектов, охватывающих основные этапы реализации инициатив, учитывающих современные интеграционные процессы, и посвященные анализу условий реализации проектов в рамках международного взаимодействия, операционному и проектному управлению, а также разработке и развертыванию стратегий участников конкурентных отношений. В составе инструментов, направленных на теоретическую подготовку слушателей были разработаны более десяти междисциплинарных дисциплин, посвященных обоснованию управленческих решений в условиях современных трансформационных процессов, которые читаются в рамках общевузовских образовательных профилей. Для развития аналитических компетенций слушателей в состав комплекса междисциплинарной подготовки были включены специализированные научно-исследовательские семинары (НИС), направленные на освоение актуальных методов анализа и прогнозирования, а также их использования в составе инициатив в области бизнеса, социальной сферы и государственного регулирования, навыки освоения которых студенты демонстрируют при подготовке по завершению НИС курсовых и выпускных квалификационных работ (КР и ВКР).

Отдельную роль в работе БК АПИ по направлению междисциплинарного взаимодействия сыграло ее участие в организации студенческого этапа развития проекта “Платформа соинвестирования ключевых компетенций”, который на протяжении более пяти лет реализуется в НИУ ВШЭ во взаимодействии с Госкорпорациями “Ростех” и “Росатом” и компанией IRP Technology. Данный проект,  с одной стороны, стал самостоятельным крупным дисциплинарным межвузовским проектом, в котором приняло участие более трехсот студентов из восьми вузов. С другой стороны, в рамках студенческого этапа проекта ПСКК была выполненная углубленная адаптация функционала платформы для использования в составе образовательного процесса в качестве инструмента междисциплинарного и межвузовского взаимодействия.

IRP Technology

На основе сложившихся практик и накопленного опыта предложен комплекс компонентов и этапов образовательных практик для развития компетенций междисциплинарного взаимодействия, получивших поддержку со стороны основных подразделений и руководства НИУ ВШЭ и включающий в себя:

  • представление базовых положений междисциплинарного взаимодействия (на основе принципов межсистемного взаимодействия и системного инжиниринга) в составе установочных курсов/дисциплин на начальных этапах образовательных программ факультетов / университета;
  • разработку, согласование и внедрение инструментов инфраструктуры взаимодействия, мотивационной и финансовой поддержки для стимулирования участия преподавателей и студентов в междисциплинарных проектах;
  • разработку и внедрение междисциплинарных проектных работ в образовательный процесс, их последовательная интеграция с программами научно-исследовательских семинаров, подготовкой КР и ВКР;
  • разработку совместных междисциплинарных ДПО – межфакультетские и межвузовские, в том числе ДПО с опорой на компетенции отдельных факультетов;
  • апробацию и внедрение унифицированных инструментов для инициирования и реализации проектов в форматах внутривузовского, межвузовского, совместного с индустриальными и государственно-административными партнерами, а также международного взаимодействия.
IRP Technology

Складывающиеся в настоящие время тенденции в области развития интеграционных процессов в экономике, обществе и международных отношениях, а также накапливаемый опыт в вопросах междисциплинарной подготовки молодых специалистов формируют предпосылки для научно-обоснованного анализа и разработки подходов для эффективной адаптации к происходящим изменениям. Актуальной задачей в данной области становится объединение усилий представителей самого широкого состава ученых и специалистов-практиков по развитию базовых методологических положений, инструментов, а также методик и опыта их прикладного внедрения. Достижение положительных результатов в области междисциплинарного взаимодействия обладает потенциалом существенного положительного влияния на уровень подготовки молодых специалистов и, как следствие, на показатели экономического и социального развития государства и системы его международных отношений.

Достигнутые результаты и материалы по межсистемному и междисциплинарному взаимодействию были представлены, прошли широкое обсуждение и получили положительную профессиональную оценку в рамках IX Международного экономического симпозиума на XXXI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента: управление в условиях развития интеграционных процессов» и XIV Форума по цифровизации оборонно-промышленного комплекса России «ИТОПК-2025».

Направление межсистемного и междисциплинарного взаимодействия является одним из актуальных мировых трендов, имеет значительные перспективы развития и эффективного прикладного применения как в российской экономике, так и на международном рынке, открывает широкие возможности для профессионального роста и карьерных достижений.

Мы открыты для сотрудничества в данном направлении как со сложившимися экспертами, так и молодыми специалистами.