Статья аналитика Тиграна Мелояна для издания "Известия" — о том, почему Трамп вдруг вспомнил про контроль над Панамским каналом и Гренландией
Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян в авторской колонке для издания "Известия" рассказывает о значимости Панамского канала и острова Гренландия для США. По мнению Мелояна, в условиях разворачивающегося противостояния с Китаем, которое может усилиться с приходом к власти Трампа, для США становится жизненно необходимым обеспечить контроль над важнейшими водными артериями. Сейчас Соединенные Штаты не чувствуют себя комфортно ни в Панаме, ни в Северном Ледовитом океане, ни тем более в Красном море. Гренландия же располагает большим объемом редкоземельных металлов и выступает форпостом, откуда можно летать к северным границам России.
Внимание Трампа приковала одна из важнейших транспортных артерий — Панамский канал, над которым он пригрозил восстановить контроль. Заявление Трампа можно воспринимать как послание сразу двум адресатам — Панаме и Китаю. В случае Панамы речь идет о завышении ею тарифов за проход американских судов. В случае Китая Трамп считает недопустимым, чтобы канал попал в «неправильные руки» и оказался «под влиянием» Пекина.
Поводов для беспокойства у Вашингтона хватает: согласно данным Совета по международным отношениям, китайские государственные компании владеют акциями примерно в 100 портах в 64 странах мира, на всех океанах и континентах, за исключением Антарктиды, и останавливаться на достигнутом в Пекине явно не намерены.
При этом территориальные притязания со стороны республиканца звучат не впервой. За текущий месяц он также озвучил претензии на Канаду, которая, по его мнению, могла бы войти в состав США в качестве 51-го штата, и крупнейший по площади остров в мире — Гренландию, выступив с предложением о его покупке у Дании.
По сути, комментарии Трампа стали ярким примером того, как в постколониальную эпоху американский лидер горазд угрожать, что может заставить суверенную страну передать свою территорию или ее часть под управление Соединенных Штатов.
Послания о возможном «возвращении» Панамского канала под юрисдикцию США обретают определенную логику, если взглянуть на складывающуюся мировую обстановку глазами американцев. В условиях противостояния с Китаем, которое имеет потенциал к обострению с приходом к власти Трампа, для США становится жизненно необходимым обеспечить контроль над важнейшими водными артериями.
Сейчас Соединенные Штаты не ощущают себя комфортно ни в Панаме, ни в Северном Ледовитом океане, ни тем более в Красном море, где ракеты хуситов представляют непосредственную угрозу для коммерческих судов и кораблей ВМС США.
Более того, ценность Панамского канала для Вашингтона не просто высока, он носит стратегически важный для США характер — как по экономическим, так и военно-стратегическим соображениям. Данная водная артерия играет значительную роль в развитии мировой и американской экономик. После ввода канала в эксплуатацию морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 до 9,5 тыс. км. А путь с Восточного побережья США до Азии стал на 10 дней короче, чем через Суэцкий канал.
Определенно заслуживает внимания и то, что через Панамский канал в 2022 году проходило около одной четвертой поставок американского СПГ на азиатские рынки — в Японию, Южную Корею, Китай, Индию. На фоне восстановления спроса на СПГ в Азии, которое, вероятно, продолжится в 2025 году, американские поставки и внимание к каналу со стороны Штатов будут только расти.
Под контролем американцев Панамский канал может дать проход военным кораблям США из Тихого океана в Атлантику и обратно, но лишить права на свободный проход китайских или российских кораблей путем создания искусственных препятствий под тем или иным предлогом.
Полная версия статьи доступна по ссылке.
Мелоян Тигран Хачатурович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик