Колонка Тиграна Мелояна для издания "Известия" о том, как НАТО меняет характер военных учений и что это значит для России
23 мая 2025 г. аналитик Центра средиземноморских исследований ФМЭиМП НИУ ВШЭ Мелоян Т.Х. рассказал в статье для издания "Известия" про характер начавшихся учений НАТО в Европе Defender Europe 2025.
В Европе в активную фазу вступают крупнейшие ежегодные учения НАТО Defender Europe 2025. Это уже шестая итерация Defender, проводимая с 2020 г.
Фокус текущих военных мероприятий, в которых примут участие около 25 тыс. военнослужащих из США и 29 стран-союзников и партнеров НАТО, сосредоточен на оттачивании быстрого развертывания сил, совершенствовании оперативной совместимости и боевой готовности на обширной территории от Арктики до Средиземноморско-Черноморского региона. Учения явно задуманы как мера по так называемому сдерживанию России на восточном и северном флангах.
Между тем Defender Europe 2025 по своему масштабу значительно уступает учениям, проходившим в 2024 году (Steadfast Defender 2024), в которых приняли участие 90 тыс. военнослужащих НАТО. Произошел откат к показателям более ранних периодов, когда общее количество задействованных солдат не превышало 30 тыс. человек.
Однако другие тенденции в проводимых учениях всё же сохраняются. Так, учения Defender Europe 2020 прошли путь от проверки логистических возможностей для развертывания сил и теперь в основном сосредоточены на отработке комплексных крупномасштабных боевых действий.
Рассматривая шире, изменился характер учений. Это смещение акцента с управления кризисами и поддержания мира на «сдерживание и защиту от угроз, исходящих от других государств», под которыми в первую очередь подразумевается Россия. Кроме того, учения стали многодоменными: помимо сухопутных, воздушных и морских операций, они включают в себя кибероперации и операции по защите подводной инфраструктуры.
С другой стороны, растет вероятность того, что градус эскалации, вызванный крупномасштабными учениями НАТО у российских границ, может со временем снизиться. Объясняется это тем, что США при администрации Трампа планируют сократить число своих военных в Европе. Вместо присутствия на континенте Вашингтон видит приоритет в противостоянии с Китаем и защите южной границы.
В то же время в Европе растет паника, что после завершения боевых действий на Украине Россия может оперативно передислоцировать свои вооруженные силы к границам ЕС. Такая паника особенно присуща тем, кто, пользуясь отвлечением и временными трудностями России, периодически ей пакостил. Ранее западные издания писали, что Москва якобы строит военную базу на российско-финской границе и наращивает военное присутствие у границ с Норвегией и прибалтийскими странами.
Полная версия статьи доступна по ссылке.
Мелоян Тигран Хачатурович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик