Колонка Тиграна Мелояна для издания "Известия" о том, чем предстоящий саммит НАТО будет отличаться от предыдущих и чего ждать России
23 июня 2025 г. аналитик Центра средиземноморских исследований ФМЭиМП НИУ ВШЭ Мелоян Т.Х. поделился в статье для издания "Известия" ожиданиями от предстоящего саммита НАТО в Гааге.

24–25 июня в Гааге пройдет очередной саммит НАТО. В отличие от предыдущих саммитов с громкими декларациями и широкими инициативами, саммит в Гааге преподносится в западных СМИ как нечто ограниченное в своих амбициях. В частности, программой не предусмотрено заседание Совета НАТО по Украине и впервые за долгое время обходится вопрос возможного членства Киева в альянсе.
Ключевыми темами, как и всегда, станут вопросы, связанные с так называемым сдерживанием и обороной. Несомненно и то, что европейские лидеры поднимут вопрос будущей поддержки Украины, но делать это будут предельно аккуратно, чтобы избежать публичных разногласий с Трампом. Для беспокойства есть все основания — финансирование, одобренное Конгрессом США для Украины, истекает уже в конце этого лета.
Пока в Европе будут настаивать на важности сохранения евроатлантического единства по Украине, Трамп как небольшой поклонник международных организаций намерен получить в качестве главного блюда в меню обязательство европейских союзников увеличить расходы на оборону до 5% ВВП. В этом вопросе американский лидер абсолютно последователен начиная еще с первого президентского срока.
Некоторые из государств-членов уже увеличили свои расходы на оборону до 5% ВВП, большинство этих стран расположены в непосредственной близости от России. Речь идет о Польше (4,12% ВВП), Эстонии (3,43%) и Латвии (3,15%). При этом есть те, кто не готов идти на подобные жертвы и до сих пор не достиг обязательной планки в размере 2% ВВП. К числу государств, не сумевших выполнить целевой показатель к 2024 г., относятся Испания (1,28%), Люксембург (1,29%), Словения (1,29%), Бельгия (1,3%), Канада (1,37%), Италия (1,49%), Португалия (1,55%) и Хорватия (1,81%).
Тем не менее любое сопротивление может быть обречено на провал. Скорее, на саммите всеми участниками будет принята компромиссная формула, предложенная генсеком Рютте, чтобы избежать открытого конфликта с США, текущее руководство которых только и думает о сокращении американского контингента в Европе. Такая формула предполагает до 3,5% ВВП на прямые расходы на оборону и 1,5% — косвенно за счет инвестиций в инфраструктуру и кибербезопасность.
Что касается конкретных направлений инвестиций в оборону, то в первую очередь внимание будет уделено усилению ПВО и ПРО в Европе. С помощью наращивания количества наземных сил ПВО альянс стремится восполнить пробел в средствах воздушной защиты на фоне роста российских возможностей по применению БПЛА и расширения арсенала крылатых ракет большой дальности в ВС РФ. Альянс также нуждается в пополнении запасов тысяч единиц бронетехники и танков и миллионов артиллерийских снарядов, которые были переданы Украине.
Другая часть инвестиций, связанных с обороной и безопасностью, будет направлена на развитие инфраструктуры двойного назначения. НАТО ставит перед собой задачу адаптировать гражданские транспортные сети под военные нужды, что даст возможность транспортировать живую силу и технику в нужное место и в нужное время.
Предстоящий саммит НАТО в Гааге посылает Москве четкий сигнал: вопрос возможного членства Украины альянс, может, и ставит на паузу, пока у власти в США находится Трамп, но спрос на услуги американских и европейских оборонных фирм продолжит расти. Следовательно, и число вызовов для России в связи с этим не убавится. В перспективе РФ получает у своих границ угрозу иного порядка, поскольку ряд стран Европы взяли курс на милитаризацию, чтобы к 2030 г. реализовать план по перевооружению.
Полная версия статьи доступна по ссылке.
Мелоян Тигран Хачатурович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик
