• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опубликована статья Екатерины Энтиной в свежем номере журнала "Россия в глобальной политике"

В шестом номере 2025 г. журнала "Россия в глобальной политике" опубликована статья "Цветовая гамма. События в Сербии и трансформация политических задач", подготовленная директором Центра средиземноморских исследований, профессором НИУ ВШЭ Екатериной Энтиной

Опубликована статья Екатерины Энтиной в свежем номере журнала "Россия в глобальной политике"

© Журнал "Россия в глобальной политике"

За тридцать лет мир видел множество «цветных революций» и их попыток. Обрастая всё более романтическими названиями, выглядели они с каждым разом всё банальнее, превращаясь в глазах наблюдателя из пассионарного порыва в хорошо оркестрованный фронт внутри- и внешнеполитической борьбы. Попытки (по большей части, удачные) осуществить смену власти вне электоральных циклов в отдельно взятых странах стали элементом геополитического противоборства за эти пространства между внешними игроками.

Первой классической «цветной революцией» в академической и экспертной среде считается свержение Слободана Милошевича 5 октября 2000 г. в Белграде. По нашему глубокому убеждению, Запад тогда лишь подхлестнул настроения сербского общества, ждавшего перемен, раздавленного мировым сообществом и медиа, санкциями, развалом и, наконец, бомбардировками. То есть ускорил, в общем-то, и без того неизбежный процесс. Тем не менее «бульдозерная революция» в Белграде – первый акт открыто признанного самим Западом вмешательства во внутренние дела суверенного государства с целью смены власти и политического курса.

Типология «цветных революций»

«Цветные революции» существенно отличаются друг от друга по интенсивности внешнего вмешательства в политический процесс. «Оранжевая революция» 2004 г. на Украине произошла при безусловной поддержке со стороны США и Евросоюза. Но как таковой «революцией» Майдан-2004 не был: фактически шла борьба между двумя олигархическими кланами, донецким и днепропетровским, продвигавшими своих кандидатов в президенты. С обеих сторон в выборах принимал участие «десант политтехнологов», существенные средства выделялись на политическую агитацию. Однако успех был предопределён не столько западными деньгами, политтехнологами и отказом признавать итоги второго тура выборов, сколько готовностью части украинских элит, в том числе региональных, поставить страну на грань гражданской войны. Западноукраинские областные администрации одна за другой присягнули на верность Виктору Ющенко после второго тура. В этом отношении за красивой медиакартинкой революции скрывался глубокий раскол элит и общества, последствия которого десять лет спустя выплеснулись с ещё большей силой.

Аналогичным образом выглядела и киргизская «тюльпановая революция» 2005 года. Фасад борьбы за демократию скрывал традиционный конфликт северных и южных кланов, Оша и Бишкека, в том или ином виде повторяющийся каждый электоральный цикл.

С полным содержанием статьи можно ознакомиться по ссылке