Колонка Тиграна Мелояна для издания "Известия": как страны НАТО реагируют на призывы увеличить расходы на оборону
Аналитик Центра средиземноморских исследований ФМЭиМП НИУ ВШЭ Тигран Мелоян подготовил статью для издания "Известия", в которой поделился мнением о том, как страны альянса реагируют на призывы Трампа увеличить расходы на оборону с 2% до 5% ВВП.
Возвращение Дональда Трампа на пост президента возобновило дискуссии о расходах НАТО на оборону. Трамп призвал страны альянса увеличить свои оборонные расходы с текущего целевого показателя в 2% ВВП до 5%. Такое положение дел обещает сделать дебаты о будущем НАТО еще более бурными и способно привести к росту напряженности в отношениях между отдельными государствами — даже несмотря на наличие идеологической близости.
Трамп исходит из логики, что европейские государства недофинансируют свои оборонные бюджеты, и это не только ставит под вопрос уровень их боеспособности и вовлеченности, но и подрывает единство альянса. На саммите НАТО в Брюсселе в июле 2018 года Трамп уже был близок к объявлению о выходе США из военно-политического блока. Он вполне может сделать то же самое в свой второй срок, если почувствует нежелание разделить финансовое бремя, которое несут на себе Штаты.
В широком смысле стратегия Трампа включает в себя сокращение ненужных военных обязательств США, сосредоточившись вместо этого на областях, жизненно важных для американских интересов. Это означает усиление контроля США в Западном полушарии, Тихом океане и Арктике при снижении приоритетности Европы.
Между тем европейские лидеры выражают скептицизм относительно возможности достижения столь высокой планки. Например, министр обороны Италии Гвидо Кросетто и министр обороны Германии Борис Писториус заявили, что достижение 5% является для их стран нереалистичным. Показательным моментом здесь также является то, что к 2024 году только 23 из 32 государств-членов НАТО смогли достичь существующего целевого показателя в 2% ВВП (по сравнению с шестью странами в 2018-м).
В настоящее время можно выделить три основные группы европейских стран, исходя из степени их вовлеченности в построение функционирующих трансатлантических отношений. В первую группу входят Польша, государства Северной Европы и Балтии, большинство из которых разделяют взгляд о необходимости высоких расходов на оборону и прилагают для этого прагматичные усилия.
Ко второй группе относятся такие страны как Испания, Словения, Люксембург, Бельгия, Канада, Италия, Португалия, Хорватия, которые по-прежнему не в состоянии выполнить требования касательно 2% от ВВП, что в совокупности составляет более $42 млрд. При этом порочность круга состоит в том, что чем меньше с их стороны вложений, тем выше шанс, что в случае кризисной ситуации таким союзникам придется самим позаботиться о себе. Трамп ясно дал понять, что дни безоговорочной поддержки Европы со стороны США прошли.
Наконец, есть третья группа, представленная в лице Франции. Она хоть и привержена своим обязательствам в рамках НАТО, но выступает за европейскую стратегическую автономию. При этом имеются большие сомнения, что в среднесрочной перспективе ЕС будет наделен таким качеством. В любом случае, даже при возможном обретении стратегической автономии, такой формат исключает несколько крупных союзников — Великобританию, Канаду, Норвегию и Турцию.
С полной версией статьи можно ознакомиться по ссылке.
Мелоян Тигран Хачатурович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик