Интервью Сабины Даврановой для научно-популярного журнала FOUR: изменилась ли Европа или это мы просто перестали её понимать
4 апреля 2025 г. аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Сабина Давранова рассказала в интервью журналу FOUR о том, что вызвало интерес к изучению Европейского союза и что продолжает его подпитывать несмотря ни на что.
Когда-то Европа казалась вечной. Гарантией стабильности, пространством свободы, местом, где история наконец-то успокоилась. Теперь её снова лихорадит: старые страхи оживают, границы становятся плотнее, а вместо разговоров о будущем — нервные споры о том, как не растерять прошлое. Что пошло не так? Европа изменилась — или это мы просто перестали её понимать?
Последние несколько лет мы нередко слышим, что изучать Европу – затея бесперспективная. Ведь есть Азия, Африка, поворот на Восток. Так ли это?
Поворот на Восток действительно перестраивает международническую научную, экспертно-аналитическую и бизнес-среду – и не только в России. Запрос на компетенции по азиатским и африканским странам повсеместен. Это новые ниши, перспективные и растущие рынки, за которые разворачивается нешуточная конкуренция. В Европе, например свой поворот на Восток начался в середине 2000-х годов, когда ЕС форсировал заключение всеобъемлющих торговых, инвестиционных и экономических соглашений со странами Индо-Тихоокеанского региона. С тех пор были заключены соглашения с Южной Кореей, Японией, Вьетнамом и Сингапуром. Хотя Инвестиционная сделка с КНР на данный момент заморожена по политическим причинам, Брюссель ведёт переговоры, пусть и не без труда, с Индией, Филиппинами, Индонезией, Таиландом. Хотя бы в силу схожести наших амбиций и аппетитов на Востоке, я бы не стала списывать Европу со счетов. Нам предстоит нехилая конкуренция с европейцами на рынках третьих стран, особенно когда мы говорим о поставках высокомаржинальных промышленных товаров на эти рынки.
Что вызвало ваш интерес к изучению Европейского союза – и что продолжает его подпитывать несмотря ни на что?
Я категорически не согласна с расхожей шуткой о том, что после 2022 года быть международником-европеистом в России – бесперспективно. Да, наши отношения сведены на исторический минимум, но мы по-прежнему остаёмся соседями. Не только наши границы расширяются, но и мы находимся в состоянии гибридного конфликта. Непосредственное соседство так или иначе будет требовать взаимодействия: от защиты окружающей среды до поисково-спасательных операций в северных морях. Но больший исследовательский азарт вызывают вопросы, которые ставит текущий гибридный конфликт. Насколько далеко идут последствия российско-европейского декаплинга для обеих сторон? Почему, несмотря на очевидные издержки для себя, европейская санкционная машина продолжает работать против нас? Почему пророссийское мнение оказывается маргинализованным в европейской системе принятия политических решений?
С полным текстом интервью можно ознакомиться по ссылке.
Давранова Сабина Бобыровна
Центр средиземноморских исследований: Аналитик