Статья аналитика Тиграна Мелояна для издания "Известия" о том, на какие меры может пойти ЕС против Грузии из-за закона об иноагентах
Аналитик ЦСИ НИУ ВШЭ Тигран Мелоян поделился мнением о том, как Грузия позволила себе проявить самостоятельность, в результате чего сошла с рельсов на пути в ЕС. Автор предполагает, что решение Брюсселя о приостановке процесса евроинтеграции Грузии носит временный характер, пока к власти не придет «новое правительство». В то же время Т.Х. Мелоян призывает не списывать со счетов тот факт, что Запад всерьез борется за вытеснение России с Южного Кавказа, а подобными мерами ему вряд ли удастся добиться желаемого, поэтому ужесточение дальнейших шагов по отношению к Тбилиси в виде принятия санкций видится контрпродуктивным.
Грузия позволила себе проявить самостоятельность, в результате чего сошла с рельсов на пути в ЕС и заодно лишилась поддержки ВС в размере 30 млн евро. Одной из причин этому послужило вступление в силу закона об иноагентах. Казалось бы, принятый в Грузии закон рассматривается правящей властью и ее сторонниками как мера, направленная на защиту национального суверенитета, однако у США и ЕС имеется на этот счет отдельное мнение.
По их убеждению, это подрывает основные демократические принципы, так как накладывает ограничения на свободу выражения мнений, хотя те же американцы практикуют подобные меры у себя дома (закон США «О регистрации иностранных агентов», принятый в 1938 г.).
Что касается Брюсселя, то там полагают, что страны-кандидаты должны солидаризироваться с внешней политикой Евросоюза до вступления в сообщество. Отсюда выдвигаются условия отозвать решение о принятии закона, а также присоединиться к антироссийским санкциям, что, по сути, идет вразрез с грузинскими интересами и правом на невмешательство во внутренние дела.
Между тем, это будет уже вторая по счету страна из «Восточного партнерства», с кем развитие интеграционных связей ставится на паузу. Так, в 2022 г. Республика Беларусь приостановила свое участие в программе, выдвинув снятие санкций как непременное условие для своего возвращения. Таким образом, из шести государств-членов инициативы ЕС всего четыре в настоящий момент продолжают придерживаться курса на пути к евроинтеграции: Азербайджан, Армения, Молдавия и Украина.
Вполне вероятно, что образующуюся «дыру» на Южном Кавказе будут стараться закрыть за счет Армении, проводящей в последнее время в своей внешней политике перебалансировку в сторону Запада. При этом Евросоюзу и южнокавказским республикам придется забыть о более приемлемом для всех пакетном соглашении о возможной интеграции в объединение, поскольку прием, если такой когда-то и состоится, явно будут осуществлять по отдельности ввиду особенностей каждой страны.
Тем не менее, какими бы плохими ни были отношения между Брюсселем и Тбилиси, в отличие от США до сих пор против Грузии и ее граждан не были введены европейские санкции, что лишний раз подтверждает отсутствие желания идти на жесткие меры и разрушать связи с этой страной. Более того, допускается, что решение ЕС по вопросу интеграции может быть пересмотрено в случае прихода «нового правительства» по итогам выборов в паралмент Грузии этой осенью. В то же время не стоит списывать со счетов тот факт, что Запад всерьез борется за вытеснение России с Южного Кавказа, а подобными мерами ему вряд ли удастся добиться желаемого.
С полным материалом можно ознакомиться по ссылке.
Мелоян Тигран Хачатурович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик