• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В следующей Сирии: что ждет республику после захвата Дамаска экстремистами

Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян рассказал изданию "Известия" о том, что ждет Сирию после падения власти в Дамаске. По мнению эксперта, события в Сирии будут иметь значительные последствия на региональном и глобальном уровне.

Алеппо, Сирия

Алеппо, Сирия
© Meridith Kohut/The New York Times

Основные тезисы:

Израиль. В Израиле сложившаяся ситуация вызывает смешанные чувства. Уход Ирана и ослабление «Хезболлы» благоволят Израилю. Однако Сирия, управляемая исламистами прямо у Израиля по соседству, не является для него хорошей новостью. Вероятность конфликта между Ираном и Израилем повышается, но этот сценарий будет нагрузкой и на США.

Иран. Наряду с «Хезболлой» Сирия была важным звеном иранской «Оси сопротивления». Через Асада Иран мог проецировать влияние на Ближний Восток. Теперь сухопутного сообщения с ливанской «Хезболлой» через САР нет. Из сирийских шиитизированных племён был приток новобранцев в иранские группировки. В Сирии находилось производство оружия и боеприпасов для «Хезболлы». Потеря Сирии — удар по иранской концепции неядерного сдерживания, и с учётом ожидаемого антииранского курса США следующие 4 года для Ирана будут тяжёлыми. Вероятно, в Иране задумаются о наращивании работ по ядерному сдерживанию.

Россия. Влияние России на Ближнем Востоке опиралось на Дамаск. Специалист прогнозирует рост издержек на обеспечение военных баз в Сирии и повышенную нагрузку на правоохранителей в РФ, так как в повестку возвращаются вопросы сдерживания радикальных сил у границ и внутри РФ. Также есть вероятность, что газовые проекты «Arab Gas Pipeline» и «Qatar-Turkey Pipeline» дадут ценовое преимущество катарскому и египетскому газу перед российским на рынке ЕС. 

Турция. Исламисты, штурмующие Дамаск, были в основном союзниками Анкары. Эксперт задается вопросами: насколько Эрдоган держит их под контролем? Станут ли его враги, курды, слабее или сильнее? В связи с развалом Сирии аналитик прогнозирует рост потока беженцев в Европу через Турцию. Сама Анкара чувствует себя на подъёме, а Запад вполне заинтересован в наращивании конкуренции Турции с РФ. 

Центральная Азия и Кавказ. Дестабилизация в Сирии для стран Центральной Азии и всего Кавказа означает в основном следующее: приток боевиков из «Катибат Таухид валь-Джихад» (запрещена в РФ), «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) и смежных с ними организаций. Терроризм не стоит на месте, это зараза, которой присуще свойство расползаться как чуме. Теперь это тема вернется в повестку страны и будет еще больше «нагружать» силовые ведомства, специализирующиеся на контроле за миграционными потоками.

У самой Сирии, по словам эксперта, есть два сценария: раскол страны на 2-3 автономные провинции, либо гражданская война, за которой опять-таки следует раскол и рост беженцев. В обоих случаях сохраняется вопрос, станет ли Сирия снова убежищем для террористов? Как отмечает аналитик Тигран Мелоян, уроки Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии очевидны: гражданские войны — питательная среда для террористических сетей.

Более того, сирийский урок следует трактовать шире. Его суть состоит в том, что «заморозка» конфликта – это ложное состояние пребывания в мире, так как любая «заморозка» предусматривает возможность ситуативной «разморозки» в самый неподходящий момент и на самых невыгодных для себя условиях. После провалов Минских и Астанинских форматов в глазах российского руководства многое должно поменяться.

С полным материалом можно ознакомиться по ссылке