"Был бы человек, а санкции найдутся" – колонка аналитика Даврановой Сабины для издания “Известия” о пределах европейских рестрикций
В свете последних нововведений, в частности принятия блокирующего списка за “гибридные действия” России, в статье диагностировано актуальное состояние санкционной политики ЕС, определены потенциальные перспективы ее развития и представлено мнение о том, какой должна быть реакция Россия. По мнению Даврановой Сабины, даже если динамика украинского конфликта может измениться в связи с приходом к власти в США Республиканской администрации, ожидать ослабления санкционного или информационного давления, оказываемого на Россию, не стоит. Институциональный механизм ввода ограничений в Европе во многом опирается на публичные кампании, лоббизм и легализованные инструменты доносительства, эвфемистично именуемые “добровольным раскрытием информации”. Десятки аналитических центров, фабрик мысли, ЛОМов и сетей активистов ведут мониторинг всего, что связано с Россией – от медийной повестки до зеркальной экономической статистики, чтобы найти “болевые точки”, а затем отбрифинговать о них перед институтами ЕС. Особое значение санкционные ястребы придают публичному освещению своей деятельности в социальных сетях для создания видимости широкой общественной поддержки.
Несмотря на то, что под санкциями ЕС уже находятся более 2000 физических и юридических лиц, потенциал для расширения персональных санкций далеко не исчерпан. В трактовку “гибридная деятельность” Брюссель включает любые неугодные формы публичного проявления с пророссийскими нарративами: организация детских поездок в Артек, научная деятельность, высказывание своего мнения в публичном поле.
Приоритетами для отраслевых (экономических) санкций в 2025 году, очевидно, будут меры против танкеров, перевозящих российскую нефть, вторичные санкции в отношении юрлиц в третьих странах и заострение механизмов криминализации обхода санкций. Определенный риск остается в вопросе расширения охвата торговых эмбарго. Европейские ограничения в торговле несколько мягче американских, канадских и британских. Торговля по ряду позиций в металлургии, химической отрасли и некоторым видам полезных ископаемых продолжается в полном, если не в большем, чем до 2022 г. объеме. Для проведения финансовых транзакций и ввоза этих товаров в европейские порты предоставляются исключения. Однако это не означает, что Брюссель не ведет масштабную работу по поиску альтернативных поставщиков или развития собственных или партнерских производственных мощностей, чтобы в среднесрочной или долгосрочной перспективе хотя бы ослабить уровень зависимости от России. Такая работа сопровождается льготным инвестированием и кредитованием в эти отрасли, но судить о результатах попыток переделать мировые рынки пока преждевременно.
Если взглянуть на статистические данные, то четко видно, что такая торговля соответствует интересам крупных, промышленно развитых стран-членов (Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции). Малые страны из ЕС, особенно в Восточной Европе, несут большее количество издержек от санкционной политики в силу того, что действующие изъятия не учитывают их интересы в равной степени, как интересы крупных стран. В редких случаях таким странам, как Венгрия, Словакия, Чехия, Хорватия, удается добиться для себя отдельных исключений (например, вывод из-под санкций АЭС «Пакш-2» в Венгрии, поставки нефти по нефтепроводу «Дружба», импорт отдельных видов дизельного топлива в Хорватию), но только если это касается критических для выживания государства тем — например, энергетической безопасности. В случае исключений для крупных стран речь идет о высоко маржинальных производствах.
Вектор того, как Россия и ее бизнес должны реагировать на санкции, задан в правильном ключе: импортозамещение, диверсификация экономических партнеров, смягчение правовых рисков. С разной степенью успешности российский бизнес адаптируется к новым экономическим и международным реалиям. Однако стоит также активизировать масштабную работу «в противоположную сторону»: нужны повсеместная юридическая работа для оспаривания западных ограничений в западных судах, сплочение и формирование условной коалиции «друзей России» на Западе — всех несогласных с политическим курсом ЕС и США сегментов гражданского общества в западных странах, публичное освещение не только в СМИ, но и во всех международных организациях, по всем дипломатическим каналам любых перегибов санкционной политики, особенно когда это влечет гуманитарные последствия (для медицины или продовольственной безопасности).
Полная версия материала доступна по ссылке.
Центр средиземноморских исследований: Аналитик