Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115
Телефон: +7(495)772-95-90 *22776
Анташева М. С., Димов Г. В.
М.: РГГУ, 2025.
Seyedi Asl S., Sadygzade M., Alamdari S. Z.
Journal of Social Studies. 2025. Vol. 11. No. 1. P. 1-7.
Кушхов Б. Х., Лузянин С. Г.
В кн.: "Новая холодная война" в Азии. Глобальное и региональное измерение. Аспект Пресс, 2025. С. 127-144.
Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.
Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.
Департамент зарубежного регионоведения — научно-исследовательский и образовательный центр, призванный возродить зарубежное регионоведение в России как область научного исследования и профиль подготовки специалистов.
Ведущие профессора мирового масштаба, осуществляющие научную, образовательную деятельность в рамках департамента, нацелены на воспитание нового поколения регионоведов и развитие собственной научной школы. В работе департамента задействованы уникальные специалисты-практики - профессионалы высокого уровня, знатоки отдельных регионов и стран.
Докладчик: В.В. Малявин, профессор-исследователь департамента зарубежного исследования факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Тема: «Сибирь: от периферии философии к философии периферии»
Вход на конференцию по ссылке: https://zoom.us/j/385354908?pwd=Ym1DRVAySTBqMHh3ejRZblRCYnlhZz09 (Мероприятие проводится на онлайн-платформе для видеоконференций ZOOM)
Сибирь считается периферией цивилизации, но в этом качестве она представляет собой не «глухой угол», а пространство максимальной открытости миру и, как следствие, максимально свободной сообщительности людей – подлинного условия возникновения всякой цивилизации. Тем самым Сибирь предоставляет особенно благоприятные условия для продумывания опыта встречи в человеческой жизни, превращения этого опыта в исходную точку философского мышления.
Встреча задает особенную модальность философской рефлексии. Она требует от ее участников взаимной открытости и уступления, преодоления логики тождества и различия ради открытия себя в ином. В конечном счете встреча требует взаимного преображения ее участников и, следовательно, нравственного усилия. Ей сопутствуют отношения синергии, свободной совместности. Подлинная встреча утверждает соответствие и равноценность несопоставимых величин.
Фокус сибирского пейзажа – сиятельное, всеобъемлющее небо. В этом пейзаже все всему открыто и прозрачно, все вещи, как положено в восточной философии, «вмещаются друг в друга», создавая «одно живое тело» мироздания, вовлекаются в вихрь жизненных метаморфоз, чтобы преобразиться и вернуться в новом качестве. Идеальное феноменологическое пространство живой интерактивности, где нет фиксированных субъекта и объекта, а есть только круговорот всеобщего пути мироздания, где все новое подтверждает непреходящее, ушедшее живет в наступившем. Пространство Сибири – это прежде всего путь, путешествие, шествие по пути: Сибирь, как мир, будет познана тем, кто пройдет ее насквозь. Оттого же ее обитатели «поют о том, что видят». И поют весело. Ибо здесь каждый уже находится в пункте назначения и постиг свою самодостаточность. Сто раз прав Лао-цзы, сказавший: «путь длиной в десять тысяч ли начинается под ногами». Как «воздух Парижа» несравненно богаче отдельных парижских достопримечательностей, так невесомый пейзаж Сибири не нуждается ни в каких вехах, не держит ничего тяжелее юрты, но, все в себя вмещая, отсвечивает бесчисленными тайнами грядущих миров.