• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115

Телефон: +7(495)772-95-90 *23171

e-mail: irs@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Волосюк Ольга Виленовна
Заместитель руководителя Канаев Евгений Александрович
Менеджер департамента Хитева Александра Сергеевна
Координатор проектной деятельности студентов Имамкулиева Эльмира Эльмановна
Помощник руководителя Садыгзаде Мурад Салех Оглы

Наши партнеры

Влияние российско-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики на политическое сближение стран Impact of Russian-Iranian cooperation in the field of nuclear energy on the political rapprochement of countries

Буранов Тимур Наильевич, БМО 174

Строительство и запуск АЭС в партнерстве с зарубежными странами – долгосрочный проект. Он подразумевает как большой объем работ при организации, так и дальнейшее сотрудничество (как, например, обучение местного персонала, вывоз и утилизация ядерных отходов или покрытие финансовых затрат).

В данном контексте подобная деятельность может отражать не только экономические, но и политические интересы стороны, осуществляющей реализацию проекта. Учитывая вышесказанное, страна-заказчик проекта будет поддерживать внешние контакты со страной, выполняющей проект в течение ближайших 30-60 лет. Соответственно, исследовательский интерес представляет  то, как меняется внешнеполитический курс обеих сторон в ходе данного сотрудничества.

В данной работе будет рассмотрено российско-иранское партнерство в строительстве АЭС и его влияние на дальнейшие взаимоотношения двух стран. Выбор Исламской республики Иран (сокр. ИРИ) и России был обусловлен следующим: обе страны имеют значительный опыт подобного сотрудничества (строительство АЭС Бушер-1, контракт был подписан в 1995 г.), а также проекты, находящиеся в стадии реализации на данный момент (Бушер-2, Бушер-3). Стоит отметить, что Иран, с учетом санкций по развитию собственной атомной программы и отказом западных компаний от реализации ранее начатого строительства на территории страны, был вынужден обратиться к России, как к одной из ведущих стран в мире в области атомной энергетики, для развития собственной атомной мирной программы. При этом, несмотря на определенное взаимопонимание между РФ и Ираном по вопросам внешней политики, их интересы не всегда совпадают. Исходя из этого необходимо определить, как энергетическое сотрудничество будет влиять на диалог между руководством стран и поведение государств на международной арене.

Строительство Бушерской АЭС в ИРИ

Строительство АЭС в Иране было начато еще в 1975 г. немецкой компанией “Kraftwerk Union”, однако было приостановлено после Исламской революции. С учетом сложившейся международной обстановки ИРИ обратился к РФ и в 1992 г. между странами были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в сооружении на территории ИРИ АЭС и мирного использования атомной энергии.  В 1995 г. был заключен контракт с АО “Атомстройэкспортом” о непосредственной постройке АЭС. Работы по строительству велись в 2000-е гг. и были закончены к 2010 г. В 2011 г. станция была подключена к электросети.  По результатам данного сотрудничества в 2014 г. между РФ и ИРИ был подписан дополнительный протокол к изначальному соглашению о сооружении атомной электростанции АЭС. Согласно нему, стороны договаривались о строительстве дополнительных 4-х энергоблоков на площадке в Бушере и еще 4-х на другой площадке. По состоянию на начало 2021 г. заключен контракт и ведутся работы по строительству двух новых энергоблоков в Бушере (Бушер-2).

Причины развития атомной энергетики в ИРИ

Несмотря на значительные запасы углеводородов, развитие атомной энергетики в определенной степени является интересным для ИРИ не только с целью повышения собственного международного статуса и , но и с учетом роста численности населения и увеличением потребления электроэнергии. Так, с 1979 г.  численность населения ИРИ выросла с 37 млн чел. в 1979 г. до 58 млн чел. в 1992 г. и до 82 млн чел. - в 2019 г. При этом конечное потребление энергии и производство электричества также постоянно растут: с 2000 по 2017 гг. конечное потребление энергии выросло с 3,75 ЭДж до 7,3 ЭДж соответственно; производство электричества с 2000 по 2019 гг. выросло со 118,49 до 328,18 Твт.ч соответственно.

При этом, учитывая большие запасы нефти и газа, а также международные санкции, направленные на их экспорт, значительная их часть используется для генерации электричества (см. Прил. 1). Соответственно, отмечается значительный рост выбросов CO2 - указывается, что выбросы CO2 с 1970 по 2018 гг. выросли почти в 5 раз, а Иран занимал 7-е место среди остальных стран по количеству выбросов CO2 в 2017 г., будучи ответственным за 0,672 Гт. выбросов CO2. Использование атомной энергии в данном случае видится как возможность получения чистой энергии в больших объемах, что отвечает интересам ИРИ. Помимо необходимости с точки зрения энергетики, действующая программа по развитию мирной атомной энергетики повышает престиж ИРИ среди других мусульманских стран, служа дополнительным аргументом в стремлении ИРИ к увеличению своего влияния на Ближнем Востоке - Иран стал первой страной региона, обладающей АЭС, что может использоваться руководством ИРИ в качестве примера эффективного развития инфраструктуры страны и поддержания международных связей.

Влияние энергетического сотрудничества на двусторонние отношения России и Ирана

Чтобы понять степень влияния данного сотрудничества на российско-иранские взаимоотношения, необходимо привести также и примеры того, как они развиваются. Примечательно, что Договор об основах взаимоотношений и принципах Сотрудничества между РФ и ИРИ, в котором обе стороны называются “дружественными странами”, был подписан лишь в 2001 г, то есть после того, как были достигнуты договоренности о сотрудничестве в области атомной энергетики. В период 2000-х гг. РФ принимала определенные меры для развития мирной атомной программы в ИРИ под давлением западных стран. Так, например, в 2005 г. был принят протокол, дополняющий предыдущие соглашениям, согласно которому было юридически подтверждено то, что отработавшее ядерное топливо будет передаваться российской стороне.  

Между ИРИ и РФ отмечается стабильный товарооборот - по состоянию на 2019 г, он составил 1,5 млрд долл. США  более того, в 2019 г. между Ираном и ЕАЭС было заключено Временное соглашение о создании Зоны свободной торговли (сокр. ЗСТ). Отмечается, что за прошедший год между Ираном и ЕАЭС товарооборот увеличился на 2%, несмотря на эпидемию COVID-19, а также ведутся переговоры о подписании постоянного соглашения о ЗСТ. В 2019 г. между ИРИ и РФ был подписан меморандум о расширении военного сотрудничества, а также достигнуты договоренности о проведениях учений на Каспийском море. В январе 2021 г. между странами было подписано о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности. Расширяются и академические связи между ИРИ и РФ - так, например, можно выделить постоянный рост числа иранских студентов, обучающихся в российских ВУЗах. Если в 2011-2012 учебном году число иранских студентов, обучающихся по очной форме в университетах России составляло 485 чел., то в 2017-2018 учебном году оно увеличилось до 2785 чел. Можно выделить, что заметный прирост наблюдается и по сравнению с 2016-2017 годом - в этот период в РФ обучалось 1398 иранских студентов. Страны взаимодействуют и в определенных вопросах внешней политики, затрагивающей интересы обеих сторон - ИРИ, как и Турция, является постоянным участником встреч Астанинского формата по Сирии.

Необходимо отметить и то, что двусторонние отношения РФ и ИРИ, несмотря на перечисленные выше положительные стороны и тенденцию к сближению, имеют и определенные разногласия. Так, несмотря на сотрудничество по сирийскому вопросу, интересы ИРИ в данной стране несколько отличны от российских - ИРИ активно сотрудничает с прошиитскими кругами в политической элите Сирии и поддерживает негосударственных акторов в конфликте. Помимо этого, Иран также осуществляет значительные инвестиции в сирийскую экономику, увеличивая свое присутствие в стране. Это противоречит позиции РФ, взаимодействующей с правительством Б. Асада, а также стремящейся не допустить усиление какого-либо одного актора на Ближнем Востоке и не потерять свои контакты с Израилем. Ранее  РФ принимала участие в одобрении резолюций СБ ООН относительно санкций по иранской атомной программе, а также отказалась от поставки системы ПВО С-400 в ИРИ.

Подводя итог, можно говорить о том, что сотрудничество в атомной энергетике является одной из важнейших частей российско-иранских двусторонних отношений. Между странами можно отметить определенное сближение в результате Их внешнеполитические интересы, впрочем, не совпадают полностью - Россия и Иран в определенных случаях могут преследовать разные цели в своей внешней политике. Это, однако, не отменяет дальнейшее долгосрочное партнерство сторон и укрепление взаимоотношений. Для РФ же сотрудничество в области атомной энергетики позволяет рассчитывать на стабильно положительные  отношения с ИРИ и воспринимать его как надежного партнера, несмотря на наличие противоречий их внешнеполитических целей.

Скачать (PDF, 398 Кб)