Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115
Телефон: +7(495)772-95-90 *23171
Буранов Тимур Наильевич, БМО 174
Строительство и запуск АЭС в партнерстве с зарубежными странами – долгосрочный проект. Он подразумевает как большой объем работ при организации, так и дальнейшее сотрудничество (как, например, обучение местного персонала, вывоз и утилизация ядерных отходов или покрытие финансовых затрат).
В данном контексте подобная деятельность может отражать не только экономические, но и политические интересы стороны, осуществляющей реализацию проекта. Учитывая вышесказанное, страна-заказчик проекта будет поддерживать внешние контакты со страной, выполняющей проект в течение ближайших 30-60 лет. Соответственно, исследовательский интерес представляет то, как меняется внешнеполитический курс обеих сторон в ходе данного сотрудничества.
В данной работе будет рассмотрено российско-иранское партнерство в строительстве АЭС и его влияние на дальнейшие взаимоотношения двух стран. Выбор Исламской республики Иран (сокр. ИРИ) и России был обусловлен следующим: обе страны имеют значительный опыт подобного сотрудничества (строительство АЭС Бушер-1, контракт был подписан в 1995 г.), а также проекты, находящиеся в стадии реализации на данный момент (Бушер-2, Бушер-3). Стоит отметить, что Иран, с учетом санкций по развитию собственной атомной программы и отказом западных компаний от реализации ранее начатого строительства на территории страны, был вынужден обратиться к России, как к одной из ведущих стран в мире в области атомной энергетики, для развития собственной атомной мирной программы. При этом, несмотря на определенное взаимопонимание между РФ и Ираном по вопросам внешней политики, их интересы не всегда совпадают. Исходя из этого необходимо определить, как энергетическое сотрудничество будет влиять на диалог между руководством стран и поведение государств на международной арене.
Строительство Бушерской АЭС в ИРИ
Строительство АЭС в Иране было начато еще в 1975 г. немецкой компанией “Kraftwerk Union”, однако было приостановлено после Исламской революции. С учетом сложившейся международной обстановки ИРИ обратился к РФ и в 1992 г. между странами были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в сооружении на территории ИРИ АЭС и мирного использования атомной энергии. В 1995 г. был заключен контракт с АО “Атомстройэкспортом” о непосредственной постройке АЭС. Работы по строительству велись в 2000-е гг. и были закончены к 2010 г. В 2011 г. станция была подключена к электросети. По результатам данного сотрудничества в 2014 г. между РФ и ИРИ был подписан дополнительный протокол к изначальному соглашению о сооружении атомной электростанции АЭС. Согласно нему, стороны договаривались о строительстве дополнительных 4-х энергоблоков на площадке в Бушере и еще 4-х на другой площадке. По состоянию на начало 2021 г. заключен контракт и ведутся работы по строительству двух новых энергоблоков в Бушере (Бушер-2).
Причины развития атомной энергетики в ИРИ
Несмотря на значительные запасы углеводородов, развитие атомной энергетики в определенной степени является интересным для ИРИ не только с целью повышения собственного международного статуса и , но и с учетом роста численности населения и увеличением потребления электроэнергии. Так, с 1979 г. численность населения ИРИ выросла с 37 млн чел. в 1979 г. до 58 млн чел. в 1992 г. и до 82 млн чел. - в 2019 г. При этом конечное потребление энергии и производство электричества также постоянно растут: с 2000 по 2017 гг. конечное потребление энергии выросло с 3,75 ЭДж до 7,3 ЭДж соответственно; производство электричества с 2000 по 2019 гг. выросло со 118,49 до 328,18 Твт.ч соответственно.
При этом, учитывая большие запасы нефти и газа, а также международные санкции, направленные на их экспорт, значительная их часть используется для генерации электричества (см. Прил. 1). Соответственно, отмечается значительный рост выбросов CO2 - указывается, что выбросы CO2 с 1970 по 2018 гг. выросли почти в 5 раз, а Иран занимал 7-е место среди остальных стран по количеству выбросов CO2 в 2017 г., будучи ответственным за 0,672 Гт. выбросов CO2. Использование атомной энергии в данном случае видится как возможность получения чистой энергии в больших объемах, что отвечает интересам ИРИ. Помимо необходимости с точки зрения энергетики, действующая программа по развитию мирной атомной энергетики повышает престиж ИРИ среди других мусульманских стран, служа дополнительным аргументом в стремлении ИРИ к увеличению своего влияния на Ближнем Востоке - Иран стал первой страной региона, обладающей АЭС, что может использоваться руководством ИРИ в качестве примера эффективного развития инфраструктуры страны и поддержания международных связей.
Влияние энергетического сотрудничества на двусторонние отношения России и Ирана
Чтобы понять степень влияния данного сотрудничества на российско-иранские взаимоотношения, необходимо привести также и примеры того, как они развиваются. Примечательно, что Договор об основах взаимоотношений и принципах Сотрудничества между РФ и ИРИ, в котором обе стороны называются “дружественными странами”, был подписан лишь в 2001 г, то есть после того, как были достигнуты договоренности о сотрудничестве в области атомной энергетики. В период 2000-х гг. РФ принимала определенные меры для развития мирной атомной программы в ИРИ под давлением западных стран. Так, например, в 2005 г. был принят протокол, дополняющий предыдущие соглашениям, согласно которому было юридически подтверждено то, что отработавшее ядерное топливо будет передаваться российской стороне.
Между ИРИ и РФ отмечается стабильный товарооборот - по состоянию на 2019 г, он составил 1,5 млрд долл. США более того, в 2019 г. между Ираном и ЕАЭС было заключено Временное соглашение о создании Зоны свободной торговли (сокр. ЗСТ). Отмечается, что за прошедший год между Ираном и ЕАЭС товарооборот увеличился на 2%, несмотря на эпидемию COVID-19, а также ведутся переговоры о подписании постоянного соглашения о ЗСТ. В 2019 г. между ИРИ и РФ был подписан меморандум о расширении военного сотрудничества, а также достигнуты договоренности о проведениях учений на Каспийском море. В январе 2021 г. между странами было подписано о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности. Расширяются и академические связи между ИРИ и РФ - так, например, можно выделить постоянный рост числа иранских студентов, обучающихся в российских ВУЗах. Если в 2011-2012 учебном году число иранских студентов, обучающихся по очной форме в университетах России составляло 485 чел., то в 2017-2018 учебном году оно увеличилось до 2785 чел. Можно выделить, что заметный прирост наблюдается и по сравнению с 2016-2017 годом - в этот период в РФ обучалось 1398 иранских студентов. Страны взаимодействуют и в определенных вопросах внешней политики, затрагивающей интересы обеих сторон - ИРИ, как и Турция, является постоянным участником встреч Астанинского формата по Сирии.
Необходимо отметить и то, что двусторонние отношения РФ и ИРИ, несмотря на перечисленные выше положительные стороны и тенденцию к сближению, имеют и определенные разногласия. Так, несмотря на сотрудничество по сирийскому вопросу, интересы ИРИ в данной стране несколько отличны от российских - ИРИ активно сотрудничает с прошиитскими кругами в политической элите Сирии и поддерживает негосударственных акторов в конфликте. Помимо этого, Иран также осуществляет значительные инвестиции в сирийскую экономику, увеличивая свое присутствие в стране. Это противоречит позиции РФ, взаимодействующей с правительством Б. Асада, а также стремящейся не допустить усиление какого-либо одного актора на Ближнем Востоке и не потерять свои контакты с Израилем. Ранее РФ принимала участие в одобрении резолюций СБ ООН относительно санкций по иранской атомной программе, а также отказалась от поставки системы ПВО С-400 в ИРИ.
Подводя итог, можно говорить о том, что сотрудничество в атомной энергетике является одной из важнейших частей российско-иранских двусторонних отношений. Между странами можно отметить определенное сближение в результате Их внешнеполитические интересы, впрочем, не совпадают полностью - Россия и Иран в определенных случаях могут преследовать разные цели в своей внешней политике. Это, однако, не отменяет дальнейшее долгосрочное партнерство сторон и укрепление взаимоотношений. Для РФ же сотрудничество в области атомной энергетики позволяет рассчитывать на стабильно положительные отношения с ИРИ и воспринимать его как надежного партнера, несмотря на наличие противоречий их внешнеполитических целей.
Скачать