• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115

Телефон: +7(495)772-95-90 *23171

e-mail: irs@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Волосюк Ольга Виленовна
Заместитель руководителя Канаев Евгений Александрович
Менеджер департамента Хитева Александра Сергеевна
Координатор проектной деятельности студентов Имамкулиева Эльмира Эльмановна
Помощник руководителя Садыгзаде Мурад Салех Оглы

Наши партнеры

Состояние российско-иранских торгово-экономических отношений с 1921 г. по настоящее время и альтернативный путь их стимулирования The Status of Russian-Iranian Trade and Economic Relations from 1921 to the present and an alternative way to stimulate them

Синопальников Никита Сергеевич

НИУ ВШЭ, 1 курс магистратуры “Международная торговая политика”

 

Двусторонние отношения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (ИРИ) развивались неравномерно. Это было связано с изменением внутригосударственных режимов и подходов к внешней политике вследствие государственных переворотов, которые пережили оба государства. Нельзя не оставить без внимания политические курсы лидеров, правящих в каждый отдельный период истории. Важно отметить, что СССР и его правопреемница Россия ставили акцент на выстраивании отношений с ИРИ высоких политических и экономических уровнях.

Соседствующее географическое положение ИРИ и СССР в купе с их меняющимися национальными интересами требовали от обоих государств развитие диалога с целью обеспечения как региональной безопасности, так и безопасности государственных границ. Кроме политических выгод, обе страны были заинтересованы в получении от сотрудничества выгод экономических. Поэтому с 1921 г.  переговоры между Москвой и Тегераном практически не прекращались на протяжении ста лет.

Последние годы Россия и Иран равномерно продолжали развитие и укрепление как торгово-экономических, так и политических контактов, даже находясь под санкционным давлением. Были сделаны шаги по сближению и улучшению взаимопонимания: например, в 2019 г. был подписан меморандум о расширении военного сотрудничества между странами [3], а в январе 2021 г. – межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.  На регулярной основе проводятся встречи и консультации между президентами, главами внешнеполитических ведомств, парламентариями.

В таких вопросах как развитие безопасности, энергетики, торговли и экономики действия государств в большинстве своем можно характеризовать как партнерские. Однако ряд целей и интересов региональных соседей не идентичны: внешнеполитические взгляды, вопрос регионального лидерства часто становятся причиной конкуренции. Например, это касается сирийского вопроса, где страны стремятся наращивать своё влияние, отстаивая национальные интересы. Тем не менее, обоим государствам важно сохранять стабильные отношения и улучшать их.

Не последнюю роль в формировании позиций обоих государств сыграли поведение внешних акторов, в частности, США. Изменчивость характера отношений между Россией и США влияла на российско-иранские связи, что порой выражалось в нарушении договорённостей как со стороны России, так и со стороны ИРИ. Однако безусловным сближающим Россию и Иран фактором стала санкционная политика коллективного Запада по отношению к двум государствам Евразийского континента.

Наложение международных санкций привело к усложнению проведения финансовых и торговых операций с внешними партнерами, в том числе с Россией, что отразилось на товарообороте между государствами. Особенно заметен спад российского экспорта после введения санкций против Ирана в 2010 г. и против России в 2016 г. При этом российский импорт отличается низкой волатильностью и имеет позитивный тренд. Однако здесь важным является наличие торгово-экономического потенциала между нашими государствами: если обратить внимание на 2015 г. и смягчение американских санкций в отношении Тегерана, что привело к увеличению сальдо торгового баланса в 2 раза. 

Заметим, что, хотя экономическая модель ИРИ базируется на принципах шариата, Тегеран научился взаимодействовать с внешним миром западных экономических системы, не нарушая религиозные законы. Основными торговыми партнерами Ирана в большинстве своем являются немусульманские государства. Однако, несмотря на продолжающееся развитие межгосударственных экономических, политических и культурных отношений, эксперты указывают на наличие препятствий перед свободным развитием предпринимательской деятельности между странами вроде языкового и культурного барьеров, непонимания принципов ведения бизнеса, а также негативного отношения внутри иранского общества из-за советского прошлого. Это объясняет, почему проекты между РФ и ИРИ реализуются в основном крупным бизнесом, в то время как верха не использую возможности среднего и малого бизнеса.

Отмеченные проблемы уже решаются посредствам проведения ежегодных культурных мероприятий, консультаций между представителями регуляторов и заключением соглашений между правительственными чиновниками.  Однако одним из альтернативных путей развития доверия между российским и иранским обществами и торгового-экономического потенциала могли бы выступать исламские финансы и исламские банковские продукты. Однако, в отличие от Ирана, учреждение исламских банковских институтов, посредством которых можно было бы проводить соответствующие операции, ограничено действующим законодательством РФ, так как вступает с ним в противоречие, а именно с ФЗ “О банках и банковской деятельности”. Действующие на территории РФ финансовые организации, работающие на основе законов о хозяйственных товариществах и обществах и удовлетворяющие как принципам исламского права, так и российским законам, уступают в конкурентоспособности традиционным банкам. Вероятно, Россия, будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, могла бы воспользоваться имеющимися возможностями. Как бы то и было, для успешной реализации такого проекта требуется встречное движение как со стороны предпринимателей двух государств, так и со стороны верхних эшелонов власти.

Скачать (PDF, 412 Кб)