Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115
Телефон: +7(495)772-95-90 *23171
Совместное научно-прикладное исследование в российско-чешских студенческих группах «Студенческий международный российско-чешский научно-прикладной проект в сфере международного маркетинга: выход российской компании на чешский рынок товаров» реализуется впервые в 2020/2021 учебном году департаментом зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (Российская Федерация) в сотрудничестве с Университетом финансов и управления (Чехия). Данный проект является мультифункциональным и охватывает как основы менеджмента, так и маркетинг международной торговли.
Проект объединяет студентов НИУ ВШЭ и чешского Университета финансов и управления в разработке проектного решения, касающегося аспектов выхода российской компании на чешский рынок и в свою очередь компаний иностранных студентов из чешского университета на российский рынок. Такой формат позволяет студентам не только многосторонне развиваться, получать опыт написания научных и прикладных текстов, но и способствует установлению связей с внешними коллегами.
Студентам предстоит решить все вопросы выхода компании на новый рынок с выбранным продуктом с маркетинговой точки зрения (выполнять анализ удаленной и ближней среды, SWOT-анализ, описывать конкурентные преимущества продукта, ценообразование, дистрибуцию и коммуникацию, оценивать затраты и ресурсы, график выхода на рынок, оценивать риски, оценивать вопросы продвижения бренда и ряд других).
Уникальность проекта состоит в том, что студенты из НИУ ВШЭ и Университета финансов и управления помогут друг другу лучше понять реальные ключевые характеристики рынка разных стран, торговые барьеры и условия распространения выбранного для продвижения продукта.
Целью проекта является формирование у участников проекта знаний и развитие научно-прикладных навыков в области международного маркетинга на примере зарубежных стран и стран - членов ЕС, подготовка участников проекта к международному бизнесу и международной торговле, с точки зрения маркетинга.
В рамках проекта участники прослушают уникальный комплексный курс лекций от профессора Университета финансов и управления Петера Стухлика (Чехия); проведут комплексное исследование по маркетингу международной торговли в смешанных группах; выступят с презентацией по итогам проекта.
Институт Финансов и Управления (Чехия)
Вводная информация, создание рабочих групп, выбор компании и продукта, условия сотрудничества
11 февраля 2021 года в рамках международного студенческого российско-чешского научно-прикладной проекта в сфере международного маркетинга прошло первое занятие в формате онлайн, на котором руководители проекта от НИУ ВШЭ (Москва) Ирина Стрельникова и от Университета финансов и управления (Чехия) Петер Стухлик рассказали о сути проекта, итоговом задании, и результате. Были сформированы смешанные команды для работы над проектом, состоящие из студентов из НИУ ВШЭ (Москва) и студентов из Университета финансов и управления (Чехия). В рамках первого лекционного занятия были рассмотрены общие вопросы и специфика международной торговли и международного маркетинга товаров.
Окружающая среда и торговые барьеры
25 февраля 2021 года в рамках международного студенческого российско-чешского научно-прикладной проекта в сфере международного маркетинга прошло второе занятие в формате онлайн для студентов, участвующих в проекте от НИУ ВШЭ (Москва) и для участников проекта от Университета финансов и управления (Чехия). В рамках занятия были рассмотрены теоретические и практические вопросы, необходимые для успешного выполнения финального задания по проекту и успешного анализа всех необходимых критериев для выводы выбранного студентами в каждой из сформированных команд соответствующего продукта / товара на международный рынок. На данном занятии были обсуждены вопросы международной маркетинговой среды и торговых барьеров, влияющие на международный маркетинг товаров.
Международная маркетинговая среда относится к контролируемым и неконтролируемым силам, которые влияют на принятие маркетинговых решений фирмой в глобальном масштабе. Чтобы эффективно обслуживать международные рынки, фирма нуждается в правильном понимании международной маркетинговой среды. Потребности, предпочтения и ожидания покупателей на разных зарубежных рынках не обязательно совпадают. Международная маркетинговая среда окружает организацию и оказывает на нее влияние. Маркетологи стремятся доставить ценность удовлетворенным клиентам, поэтому им необходимо оценить как внешнюю, так и внутреннюю среду. Возможности международной маркетинговой среды варьируются в зависимости от страны. Некоторые страны обладают огромным потенциалом роста, в то время как другие-нет. Понимание и знание маркетинговой среды необходимо международному маркетологу для правильного выбора рынка и получения долгосрочного дохода.
Помимо среды большое значение в международном маркетинге товаров имеют торговые барьеры - государственные ограничения международной торговли, как-то тарифы, нетарифные барьеры в торговле, лицензии на импорт, экспортные лицензии, импортные квоты, дотации, эмбарго, девальвация валюты и др. Большинство торговых барьеров работают по одному и тому же принципу–наложение на торговлю каких-то издержек, повышающих цену продаваемых товаров. Если две или более стран неоднократно используют торговые барьеры друг против друга, то это приводит к торговой войне.
Дистрибуция, логистика и торговые риски
В этот день состоялась очередная встреча российских и чешских студентов- участников прикладного проекта в сфере международного маркетинга от НИУ ВШЭ (Московский кампус) и Университета финансов и управления соответственно. Темой данной встречи стал учет торговых рисков и реализация дистрибуции и логистики. По окончании встречи, состоявшейся в онлайн формате, ее участники должны были усвоить влияние совокупности этих факторов на ведение бизнеса на международном уровне, что и было темой выступления одного из организаторов проекта Петра Стухлика (Чехия). Понимание данного комплекса задач и правильный подход к нему – ключ к успешному решению данного кейс-проекта.
Ценообразование, стратегии ценообразования и методы продажи
25 марта 2021 года прошла новая встреча студентов-участников прикладного проекта в области международного маркетинга, представляющих НИУ ВШЭ (Москва) и Университет финансов и управления (Чехия). Повесткой для собрания стала необходимость ознакомления участников с процессами ценообразования, его стратегиями и методами продажи. На изучение данной темы был сделан особый акцент, поскольку материалы, которые на ней получили российские и чешские студенты, позволят им проводить гибкую ценовую политику, что является одним наиболее важных конкурентных преимуществ. В перспективе это должно способствовать росту уровня знаний участников, а также стать еще одним шагом на пути к более качественному решению данного проекта. Материалы были предоставлены профессором Петром Стухликом (Чехия), а сама встреча прошла в формате online. Кроме того, у команд появилась возможность задать организаторам технические и тематические вопросы.
Поддержка, отдел кадров и соглашения
В этот день прошла еще она встреча российских студентов из НИУ ВШЭ (Московский кампус) и чешских из Университета финансов и управления в рамках работы над прикладным кейс-проектом в сфере международного маркетинга. Поскольку до завершения проекта оставалось не так много времени, участникам важно было успеть разобрать еще одну важную тему, связанную с функционированием отдела кадров, поддержкой персонала и подписанием соглашений. Ожидается, что, прослушав на этой встрече очередной блок лекций в формате online профессора Петра Стухлика (Чехия), студенты смогут еще больше расширить свои познания, которыми они будут оперировать не только при решении данного кейса, но и в реальной жизни. В завершающей части встречи руководители поинтересовались у команд степенью подготовки проекта.
Связь и расходы
На 22 апреля пришлось финальное online-собрание студентов-участников из НИУ ВШЭ (Москва) и Университета финансов и управления (Чехия) с организаторами и руководителями в ходе работы над прикладным кейс-проектом в области международного маркетинга. Последней важной темой, которая легла в основу лекций профессора Петра Стухлика (Чехия) стал бухгалтерский учет, а именно услуги связи и прочие расходы. Как и на предыдущих встречах у студентов была возможность задать вопросы, связанные с материалом лекций или выполнением проекта. Под конец встречи команды студентов проинформировали о порядке презентации их работ в мае.
Итоговая презентация работы
27 мая, 9 июня и 16 июня 2021 года в формате конференции Teams прошла итоговая защита работ в рамках Студенческого международного российско-чешского научно-прикладного проекта в сфере международного маркетинга, реализуемого Департаментом зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ под руководством руководителя департамента Веры Вишняковой и научного сотрудника департамента Ирины Стрельниковой.
Студенты-участники проекта от НИУ ВШЭ совместно со своими коллегами из Университета финансов и управления (Чехия) в смешанных международных группах успешно выступили с презентацией своих итоговых работ, на которой они продемонстрировали все знания по международному маркетингу товаров, полученные в ходе работы над проектом и в ходе лекций, проводимых в рамках данного проекта чешским профессором Петером Стухликом.
Международная российско-чешская комиссия, перед которой участники проекта защищали свои работы, высоко оценила уровень и качество подготовленных материалов и презентаций и заключила, что результаты данного проекта могут быть использованы не только посредством их дальнейшей публикации в виде научных статей, но и в виде подготовки аналитического документа, который может быть востребован зарубежными компаниями в своей практической деятельности.
Данный проект позволил участникам получить незаменимый опыт работы в международной команде, состоящей из представителей разных стран, и получить как теоретические, так и практические знания и навыки, которые могут быть использованы в ходе дальнейшей профессиональной деятельности.
Департамент зарубежного регионоведения: Руководитель департамента
Департамент зарубежного регионоведения: Научный сотрудник, кандидат юридических наук, доцент