Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115
Телефон: +7(495)772-95-90 *23171
Издательство АСТ, 2024.
Стрельникова И. А., Харина О. А., Набиев Х. Х.
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2024. № 2. С. 72-83.
В кн.: Страны Индокитая в АСЕАН: ключевые аспекты развития. ИКСА РАН, 2024. С. 234-246.
Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.
Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.
Департамент зарубежного регионоведения — научно-исследовательский и образовательный центр, призванный возродить зарубежное регионоведение в России как область научного исследования и профиль подготовки специалистов.
Ведущие профессора мирового масштаба, осуществляющие научную, образовательную деятельность в рамках департамента, нацелены на воспитание нового поколения регионоведов и развитие собственной научной школы. В работе департамента задействованы уникальные специалисты-практики - профессионалы высокого уровня, знатоки отдельных регионов и стран.
Участников и спикера семинара приветствовала руководитель департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ Вера Владимировна Вишнякова. Вера Владимировна подчеркнула, что эксперты зачастую рассматривают европейские страны в контексте Евросоюза, тогда как взаимодействие одной страны ЕС с государствами Ближнего Востока – явление нечастое.
Лектор определила то место, которое Берлин занимает во внешнеполитической повестке ближневосточных стран. Основным источником информации служит коалиционный договор между блоком ХДС/ХСС и СДПГ 2018 года, где содержится анализ внешнеполитического курса Германии. И хотя Ближний Восток стоит лишь на третьем месте, он опережает Латинскую Америку и Азию. Регион не отличается стабильностью, с 2011 года там происходят глубокие перемены, вызванные, помимо прочего, снижением влияния США.
Эксперт уделила особое внимание исходящим из региона угрозам, подчеркнув, что в 2015-2019 годах Германия поднялась в глобальном индексе терроризма с 53 места на 44 место. Основную угрозу европейским странам представляют правые террористы-одиночки.
Набирает остроту проблема миграции в Германии, которая пострадала от европейского миграционного кризиса (при том, что большая часть беженцев прибывает из стран Ближнего Востока). Отсюда – естественное желание Берлина стабилизировать ситуацию в регионе. Еще одним «драйвером» политики ФРГ стала возможность продвижения немецких товаров на рынках этих стран. Вместе с тем, Берлин все еще не выработал целостную политику в отношении рассматриваемого региона, что связано как с его неоднородностью, так и разновекторными интересами третьих игроков.
Для лучшего понимания существа ближневосточного вектора внешней политики Берлина эксперт предложила рассмотреть историю отношений Ближнего Востока и Германии на их различных этапах после окончания Второй мировой войны. Первый этап отношений начался в 1952 году, когда было подписано Люксембургское соглашение, по которому Германия обязалась выплатить компенсацию еврейскому народу. До 1965 года Германия проводила политику «двухколейной дипломатии»: с одной стороны, Бонн оказывал помощь Израилю, с другой стороны – арабским государствам. Однако поставки оружия в Израиль разорвали отношения Западной Германии и арабских стран. Германия решила вести более сбалансированную политику в регионе, выверяя ее с реалиями европейской интеграции.
В 70-х гг. были восстановлены отношения Германии с большинством арабских стран, была выстроена ее стратегия в отношении арабо-израильского конфликта. Самый продолжительный период этих взаимоотношений начался в после объединения Германии. Во внешней политике Германии в эти годы стал ее поиск своей ниши в региональных процессах безопасности и сотрудничества.
Чтобы понять иерархию различных направлений внешней политики ФРГ на Ближнем Востоке, эксперт предложила обратиться к сайту ее МИД. Одним из важнейших треков региональной политики Германии стал палестино-израильский конфликт, который оформился в самостоятельное направление в 1970-е гг. В отличие от других стран Европы, у Германии не было колониального прошлого. Однако ответственность перед Израилем является камнем преткновения в отношениях с между Германией и государствами Ближнего Востока. В последние годы Германия не выдвинула ни одного варианта разрешения конфликта.
ФРГ уделяет пристальное внимание развитию Ираном своей ядерной программы, усматривая в этом фактор обеспечения безопасности Израиля. Развитие ядерной энергетики в Иране началось в 60-х гг. при поддержке немецких ученых, которые были вынуждены покинуть страну после Исламской революции. Берлин поддерживает мирные наработки, но против ее использования ядерную энергию в военных целях.
Важной темой внешнеполитической повестки ФРГ также является обстановка в Ираке. Для Германии военные интервенции – сама по себе болезненная тема. Поэтому сейчас Германия выступает за стабилизацию обстановки в Ираке и развитие экономического сотрудничества с ним.
Подводя итог, эксперт выделила основные черты внешнеполитического курса Германии в регионе. В их числе:
Видеозапись доступна по ссылке: https://youtu.be/FE-wWp-pJMw