• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115

Телефон: +7(495)772-95-90 *23171

e-mail: irs@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Волосюк Ольга Виленовна
Заместитель руководителя Канаев Евгений Александрович
Менеджер департамента Хитева Александра Сергеевна
Координатор проектной деятельности студентов Имамкулиева Эльмира Эльмановна
Помощник руководителя Садыгзаде Мурад Салех Оглы

Наши партнеры

Глава в книге
Successful Practices of Artificial Intelligence Technologies in Educational Activities

Kharina O.

In bk.: Towards a Hybrid, Flexible and Socially Engaged Higher Education. Proceedings of the 26th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2023), Volume 1. Iss. 1. Cham: Springer, 2024. P. 511-519.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Ближний Восток в системе внешнеполитических координат ФРГ

В четверг, 29 октября, департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в рамках постоянно действующего онлайн семинара «Актуальные вопросы региональных исследований» провел встречу с к.и.н., специалистом по внешней политике Германии Кариной Хдери на тему «Ближний Восток в системе внешнеполитических координат ФРГ».

Участников и спикера семинара приветствовала руководитель департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ Вера Владимировна Вишнякова. Вера Владимировна подчеркнула, что эксперты зачастую рассматривают европейские страны в контексте Евросоюза, тогда как взаимодействие одной страны ЕС с государствами Ближнего Востока – явление нечастое.  

Лектор  определила то место, которое Берлин занимает во внешнеполитической повестке ближневосточных стран. Основным источником информации служит коалиционный договор между блоком ХДС/ХСС и СДПГ 2018 года, где содержится анализ внешнеполитического курса Германии. И хотя Ближний Восток стоит лишь на третьем месте, он опережает Латинскую Америку и Азию. Регион не отличается стабильностью, с 2011 года там происходят глубокие перемены, вызванные, помимо прочего, снижением влияния США.

Эксперт уделила особое внимание исходящим из региона угрозам, подчеркнув, что в 2015-2019 годах Германия поднялась в глобальном индексе терроризма с 53 места на 44 место. Основную угрозу европейским странам представляют правые террористы-одиночки.

Набирает остроту проблема миграции в Германии, которая пострадала от европейского миграционного кризиса (при том, что большая часть беженцев прибывает из стран Ближнего Востока). Отсюда – естественное желание Берлина стабилизировать ситуацию в регионе. Еще одним «драйвером» политики ФРГ стала возможность продвижения немецких товаров на рынках этих стран. Вместе с тем, Берлин все еще не выработал целостную политику в отношении рассматриваемого региона, что связано как с его неоднородностью, так и разновекторными интересами третьих игроков.

Для лучшего понимания существа ближневосточного вектора внешней политики Берлина эксперт предложила рассмотреть историю отношений Ближнего Востока и Германии на их различных этапах после окончания Второй мировой войны. Первый этап отношений начался в 1952 году, когда было подписано Люксембургское соглашение, по которому Германия обязалась выплатить компенсацию еврейскому народу. До 1965 года Германия проводила политику «двухколейной дипломатии»: с одной стороны, Бонн оказывал помощь Израилю, с другой стороны – арабским государствам. Однако поставки оружия в Израиль разорвали отношения Западной Германии и арабских стран. Германия решила вести более сбалансированную политику в регионе, выверяя ее с реалиями европейской интеграции.  

В 70-х гг. были восстановлены отношения Германии с большинством арабских стран, была выстроена ее стратегия в отношении арабо-израильского конфликта. Самый продолжительный период этих взаимоотношений начался в после объединения Германии. Во внешней политике Германии в эти годы стал ее поиск своей ниши в региональных процессах безопасности и сотрудничества.   

Чтобы понять иерархию различных направлений внешней политики ФРГ на Ближнем Востоке, эксперт предложила обратиться к сайту ее МИД. Одним из важнейших треков региональной  политики Германии стал палестино-израильский конфликт, который оформился в самостоятельное направление в 1970-е гг. В отличие от других стран Европы, у Германии не было колониального прошлого. Однако ответственность перед Израилем является камнем преткновения в отношениях с между Германией и государствами Ближнего Востока. В последние годы Германия не выдвинула ни одного варианта разрешения конфликта.

ФРГ уделяет пристальное внимание развитию  Ираном  своей ядерной программы, усматривая в этом фактор обеспечения безопасности Израиля. Развитие ядерной энергетики в Иране началось в 60-х гг. при поддержке немецких ученых, которые были вынуждены покинуть страну после Исламской  революции. Берлин поддерживает мирные наработки, но против ее использования ядерную энергию в военных целях.

Важной темой внешнеполитической повестки ФРГ также является обстановка в Ираке. Для Германии военные интервенции – сама по себе болезненная тема. Поэтому сейчас Германия выступает за стабилизацию обстановки в Ираке и развитие экономического сотрудничества с ним.

Подводя итог, эксперт выделила основные черты внешнеполитического курса Германии в регионе. В их числе:

  • высокая степень преемственности;
  • «особые» отношения с Израилем;
  • отсутствие колониального прошлого;
  • низкая вероятность выдвижения «прорывных» инициатив;
  • нацеленность на развитие экономических связей;
  • использование дипломатии «чековой книжки»;
  • предпочтение многосторонним диалоговым форматам.

Видеозапись доступна по ссылке: https://youtu.be/FE-wWp-pJMw