• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Развитие центров хранения и обработки данных как направление цифрового регионализма на примере государств Индокитая

Канаев Е. А.

В кн.: Страны Индокитая в АСЕАН: ключевые аспекты развития. ИКСА РАН, 2024. С. 234-246.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Ближний Восток в системе внешнеполитических координат ФРГ

В четверг, 29 октября, департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в рамках постоянно действующего онлайн семинара «Актуальные вопросы региональных исследований» провел встречу с к.и.н., специалистом по внешней политике Германии Кариной Хдери на тему «Ближний Восток в системе внешнеполитических координат ФРГ».

Участников и спикера семинара приветствовала руководитель департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ Вера Владимировна Вишнякова. Вера Владимировна подчеркнула, что эксперты зачастую рассматривают европейские страны в контексте Евросоюза, тогда как взаимодействие одной страны ЕС с государствами Ближнего Востока – явление нечастое.  

Лектор  определила то место, которое Берлин занимает во внешнеполитической повестке ближневосточных стран. Основным источником информации служит коалиционный договор между блоком ХДС/ХСС и СДПГ 2018 года, где содержится анализ внешнеполитического курса Германии. И хотя Ближний Восток стоит лишь на третьем месте, он опережает Латинскую Америку и Азию. Регион не отличается стабильностью, с 2011 года там происходят глубокие перемены, вызванные, помимо прочего, снижением влияния США.

Эксперт уделила особое внимание исходящим из региона угрозам, подчеркнув, что в 2015-2019 годах Германия поднялась в глобальном индексе терроризма с 53 места на 44 место. Основную угрозу европейским странам представляют правые террористы-одиночки.

Набирает остроту проблема миграции в Германии, которая пострадала от европейского миграционного кризиса (при том, что большая часть беженцев прибывает из стран Ближнего Востока). Отсюда – естественное желание Берлина стабилизировать ситуацию в регионе. Еще одним «драйвером» политики ФРГ стала возможность продвижения немецких товаров на рынках этих стран. Вместе с тем, Берлин все еще не выработал целостную политику в отношении рассматриваемого региона, что связано как с его неоднородностью, так и разновекторными интересами третьих игроков.

Для лучшего понимания существа ближневосточного вектора внешней политики Берлина эксперт предложила рассмотреть историю отношений Ближнего Востока и Германии на их различных этапах после окончания Второй мировой войны. Первый этап отношений начался в 1952 году, когда было подписано Люксембургское соглашение, по которому Германия обязалась выплатить компенсацию еврейскому народу. До 1965 года Германия проводила политику «двухколейной дипломатии»: с одной стороны, Бонн оказывал помощь Израилю, с другой стороны – арабским государствам. Однако поставки оружия в Израиль разорвали отношения Западной Германии и арабских стран. Германия решила вести более сбалансированную политику в регионе, выверяя ее с реалиями европейской интеграции.  

В 70-х гг. были восстановлены отношения Германии с большинством арабских стран, была выстроена ее стратегия в отношении арабо-израильского конфликта. Самый продолжительный период этих взаимоотношений начался в после объединения Германии. Во внешней политике Германии в эти годы стал ее поиск своей ниши в региональных процессах безопасности и сотрудничества.   

Чтобы понять иерархию различных направлений внешней политики ФРГ на Ближнем Востоке, эксперт предложила обратиться к сайту ее МИД. Одним из важнейших треков региональной  политики Германии стал палестино-израильский конфликт, который оформился в самостоятельное направление в 1970-е гг. В отличие от других стран Европы, у Германии не было колониального прошлого. Однако ответственность перед Израилем является камнем преткновения в отношениях с между Германией и государствами Ближнего Востока. В последние годы Германия не выдвинула ни одного варианта разрешения конфликта.

ФРГ уделяет пристальное внимание развитию  Ираном  своей ядерной программы, усматривая в этом фактор обеспечения безопасности Израиля. Развитие ядерной энергетики в Иране началось в 60-х гг. при поддержке немецких ученых, которые были вынуждены покинуть страну после Исламской  революции. Берлин поддерживает мирные наработки, но против ее использования ядерную энергию в военных целях.

Важной темой внешнеполитической повестки ФРГ также является обстановка в Ираке. Для Германии военные интервенции – сама по себе болезненная тема. Поэтому сейчас Германия выступает за стабилизацию обстановки в Ираке и развитие экономического сотрудничества с ним.

Подводя итог, эксперт выделила основные черты внешнеполитического курса Германии в регионе. В их числе:

  • высокая степень преемственности;
  • «особые» отношения с Израилем;
  • отсутствие колониального прошлого;
  • низкая вероятность выдвижения «прорывных» инициатив;
  • нацеленность на развитие экономических связей;
  • использование дипломатии «чековой книжки»;
  • предпочтение многосторонним диалоговым форматам.

Видеозапись доступна по ссылке: https://youtu.be/FE-wWp-pJMw