Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115
Телефон: +7(495)772-95-90 *23171
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Kashin V., Yankova A., Kondakova K.
In bk.: The Oxford Handbook of Geoeconomics and Economic Statecraft. Oxford: Oxford University Press, 2024.
Департамент зарубежного регионоведения — научно-исследовательский и образовательный центр, призванный возродить зарубежное регионоведение в России как область научного исследования и профиль подготовки специалистов.
Ведущие профессора мирового масштаба, осуществляющие научную, образовательную деятельность в рамках департамента, нацелены на воспитание нового поколения регионоведов и развитие собственной научной школы. В работе департамента задействованы уникальные специалисты-практики - профессионалы высокого уровня, знатоки отдельных регионов и стран.
В своем докладе «Индия – Россия: торгово-экономический аспект»Александр Леонидович Рыбас подробно остановился на ряде проблем в развитии экономических связей, заметив, что «достигнутый уровень товарооборота, темпы продвижения во взаимодополняющих секторах экономики серьёзно не соответствуют высокому уровню политического диалога между нашими странами и объективному потенциалу российско- индийского торгово-экономического сотрудничества. При сопоставимой численности населения Китая и Индии товарооборот между Россией и Китаем превышает товарооборот между Россией и Индией в 10 раз и примерно равен товарообороту между Россией и Бельгией, численность населения которой в 120 раз меньше по сравнению с Индией». Он также добавил, что в торгово-экономической области Декларацией о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Индией предусмотрено: масштабное наращивание тесного сотрудничества по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству; диверсификация сотрудничества в металлургии, топливно-энергетическом комплексе, в области информационных технологий, связи и транспорта, включая торговое судоходство и гражданскую авиацию.
Солодкова Ольга Леонидовна в своем докладе «Индия в поисках новой идеологии»обратила внимание аудитории на то, что задача мобилизации нации, стоящая перед правительством Нарендры Моди, реализуется как организованное политическое националистическое движение с определённой идеологической программой. Оно проповедует индуистский национализм и опирается на внушительную поддержку индийского общества. В качестве основы предпринимается попытка использовать движение «Хиндутва». Создание светского государства ослабило, но не уничтожило индуистский религиозный национализм, а с приходом к власти БДП в стране начался процесс его возрождения. Нарендра Моди ставит перед собой задачу сформировать новую национальную идентичность в соответствии со своими религиозными взглядами, полагая, что Индии прежде всего является нацией индусов. Доисламское и доколониальное индуистское прошлое идеализируется, приобретает ореол благостного и истинного. Индуистским националистам и высокопоставленным деятелям БДП важно доказать исключительность индийской цивилизации, автохтонность её населения, исключить идею ее возникновения в результате массовой миграции. Для последователей «Хиндутвы» история становится ключом к чувству национальной идентичности, принадлежности к достижениям великого прошлого, основанием для великих свершений завтрашнего дня. Представители БДП вынуждены «приватизировать» лидеров прошлого, либо заменить их альтернативными историческими героями. Примером такой «приватизации» является создание культа Валлабхаи Сардара Пателя (1875 – 1950), заместителя премьер-министра Индии, министра по делам княжеств. Процесс коммеморации наглядно проявляется в строительстве мемориалов и памятников колоссальных размеров. Оно требует огромных затрат и невозможно без государственной помощи, решение о том, кто достоин быть увековеченным носит обычно политический характер и сильную пропагандистскую составляющую. Этот процесс вызвал неподдельный интерес у членов клуба.
Куприянов Алексей Владимирович в своем докладе «Индия в меняющемся мире: экономика, политика, стратегия» отметил, что Китай воспринимается Индией, с одной стороны, с недоверием, с другой — как сосед, отношения с которым насчитывают не одно тысячелетие и с которым придется так или иначе найти общий язык. США для Индии — удобный и перспективный партнер, чьей помощью можно воспользоваться для укрепления влияния в регионе и экономического могущества. ЕС и Россия рассматриваются Индией как игроки, заинтересованные в поддержании нейтралитета; АСЕАН — как ключевой региональный союзник. Стратегия Индии в сложившихся условиях характеризуется как «мультиприсоединение» — стремление максимально расширять связи со всеми акторами, не сближаясь ни с кем слишком сильно, лавировать, получая выгоду, и постоянно укреплять свою мощь и повышать статус с целью добиться признания себя как великой державы и занять подобающее место в мире.