• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Впечатления о стажировке: Возможности аспиранта не ограничиваются учебными курсами

Юлия Кукушкина, аспирант кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции ВШЭ, провела семестр в Гарварде в рамках программы сотрудничества факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ с Центром Дэвиса. О своих впечатлениях она рассказала новостной службе портала.

— Юлия, как вы узнали о возможности стажировки в Гарварде?
— Я узнала об этой программе на сайте факультета и сразу решила подать все необходимые документы: мотивационное письмо, рекомендации от научного руководителя и резюме.
— В программе могут участвовать и студенты, или только аспиранты?
— Только аспиранты. Таковы условия сотрудничества факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ с Центром российских и евразийских исследований имени Дэвиса Гарвардского университета. Когда ты приезжаешь в Гарвард, то получаешь статус «приглашенного исследователя» (visiting fellow), соответственно, у тебя должна быть тема научной работы, по которой ты бы хотел стажироваться, и она должна совпадать с направлениями исследований центра. Тема моей диссертации звучит как «Влияние присоединения России к ВТО на перспективы торгово-экономических отношений России и ЕС».
— Что вообще представляет собой Центр Дэвиса?
Центр был создан в 1948 году как ведущий think-tank в области советологии и русистики. Свое нынешнее название — Kathryn W. and Shelby Cullom Davis Center for Russian and Eurasian Studies — он получил в честь Катрин Дэвис, известной американской благотворительницы и ее мужа. Сейчас, с одной стороны, это своего рода отдельный факультет Гарварда, на котором учатся свои студенты и аспиранты, с другой — крупный исследовательский центр, в котором работает множество ученых из самых различных стран.
— Участие в программе — бесплатное?
— Вообще, можно было подать заявку в рамках конкурса по поддержке международной мобильности студентов и аспирантов ВШЭ, чтобы получить компенсацию расходов на билеты и проживание. Некоторые ребята, которые ездили до меня, так и поступили. Но это нужно было делать заранее, не позже чем за сорок пять дней до начала стажировки, и я, к сожалению, не успела. Документы из Америки, подтверждающие участие в программе, пришли мне буквально за пару недель до даты вылета. Таким образом, финансирование перелета и проживания легло на мои плечи, но обучение в центре было бесплатным.
— Правильно ли я понимаю, что вы ехали для того, чтобы получить дополнительный импульс для своего исследования?
—Да, я как раз находилась в стадии поиска нужной методологии, поэтому мне было очень интересно пообщаться с профессорами Гарварда. Самое приятное, что я могла консультироваться не только у сотрудников Центра Дэвиса, но и у коллег из других факультетов и подразделений Гарварда. С каждым преподавателем можно было либо договориться о встрече, либо получить ответы на интересующие тебя вопросы по почте — все люди там очень открыты и легко идут на контакт.
Мне удалось побеседовать, например, с Полом Антрасом — специалистом в области международной торговли. Мы обсуждали вопросы, касающиеся ВТО и региональных торговых соглашений. Также удалось поговорить с Рави Абделалом — это профессор Harvard business school, очень известный политэкономист. Он подсказал мне несколько подходов из этой области, и я планирую применить их в своей работе.
— Кроме консультаций у ведущих профессоров, вы могли также посещать и учебные курсы?
Я ходила на некоторые предметы в Kennedy School of Government, в основном, на экономические дисциплины. Центр Дэвиса также предлагает довольно интересные научные семинары. Я ходила на курс «Международная торговля и инвестиции» (его вел как раз Пол Антрас), курс на экономическом факультете, посвященный финансовой политике, на ряд предметов по политологии, а также на все, что непосредственно связано с темой моей диссертации.
— Вы снимали квартиру или жили в общежитии Гарварда?
— Я снимала квартиру. Но найти ее было сложно, арендное жилье в Бостоне, Кембридже и других пригородах, из которых удобно добираться до Гарварда, в дефиците из-за большого количества приезжающих студентов и преподавателей. Словом, надо быть готовым к тому, что некоторое время уйдет на поиск жилья, хотя, опять же, это можно сделать заранее. Я решила все делать на месте, и у меня на поиск квартиры ушла неделя.
— Какие у вас остались впечатления от Гарварда в целом? Что вам дала эта поездка?
— Впечатления грандиозные, ведь ты приезжаешь в один из старейших и известнейших университетов мира! Ты окунаешься в неповторимую академическую атмосферу, которая, безусловно, располагает к тому, чтобы учиться буквально круглые сутки. Тем более что доступ к рабочему месту в распоряжении исследователя именно двадцать четыре часа в сутки. Библиотека работает, как правило, до позднего вечера. Книги выдаются сразу на весь семестр или даже еще дольше.
Самое главное, что дала мне поездка, — понимание того, что представляет собой академическая карьера. Раньше, даже когда я поступила в аспирантуру ВШЭ, у меня были сомнения, хочу ли я преподавать и заниматься наукой, писать статьи. Приехав в Гарвард, я поняла, что мне это действительно интересно. В Центре Дэвиса мне удалось познакомиться с преподавателями и исследователями со всего мира: Европы, США, постсоветского пространства. Все они — представители разных научных дисциплин, мне же как раз интересен междисциплинарный подход. Когда ты пишешь диссертацию по экономике, а тебя слушают политологи, историки, социологи, то обратная связь, которую ты получаешь от них, позволяет сделать твою работу по-настоящему оригинальной.
— Было ли у вас время на то, чтобы посмотреть страну и познакомиться с ее культурой?
— Да, когда занятия заканчиваются, у тебя остается еще почти два свободных месяца. Конечно, их можно полностью потратить на работу над диссертацией в библиотеке, но мне удалось также попутешествовать. Я побывала в Нью-Йорке, который находится в четырех часах езды от Бостона, посмотрела Флориду, посетила несколько штатов, которые находятся недалеко от Массачусетса, например Коннектикут. Кроме того, я активно передвигалась по всему Массачусетсу, штат не очень большой. Наконец, я посетила Йельский университет. Интересно, что я ожидала увидеть что-то, похожее на Гарвард, но он оказался существенно меньше: здания кампуса там не очень большие.
— Что, на ваш взгляд, главное в этой программе? Что бы вы посоветовали аспирантам ВШЭ, которых она заинтересует?
— Самое главное, что эта программа открывает доступ к ресурсам ведущего университета мира. С другой стороны, когда ты приезжаешь в Гарвард, понимаешь, что твои возможности не ограничиваются учебными курсами и работой в библиотеке — они гораздо шире. Я бы посоветовала как можно больше общаться и посещать все формальные и неформальные мероприятия, благо их предостаточно. Регулярно организуются и конференции, и неформальные фуршеты, на которых можно встретить нужных тебе специалистов. Некоторые просто приглашали интересующего их ученого на ланч, хотя я больше старалась встречаться с профессорами в их приемные часы.