• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Впечатления о стажировке: «Тебе либо интересно и ты вникаешь в суть вопроса, либо...не стоит выбирать данную программу»

Дарья Чепасова, выпускница факультета мировой экономики и мировой политики, рассказывает об опыте обучения на магистерской программе двойных дипломов «Международные отношения в Евразии».

- Дарья, когда и почему Вы решили получить диплом магистра? Какие цели Вы ставили перед собой?

- Магистратура всегда была для меня логичным продолжением бакалавриата, поэтому еще при выпуске из школы я знала, что мое обучение будет продолжаться минимум 6 лет (согласно российской системе образования 4+2). Я считаю, что в бакалавриате студенты получают общие знания по специальности, в магистратуре же происходит более глубокое изучение области, которой хочешь заниматься. Поэтому для меня магистерское образование - это возможность получить глубокие знания с одновременным пониманием, как эти знания я буду применять после окончания обучения.

- Почему Ваш выбор пал именно на программу двойного диплома «Международные отношения в Евразии »?

- Я давно хотела поступить в ВШЭ, еще со второго курса бакалавриата я посещала сайт Вышки, смотрела курсы магистратуры. На 4м курсе я увидела, что предлагаются программы двойных дипломов. Изучив их, я поняла, что хочу поступить именно на эту программу, поскольку она соответствует моим интересам по изучению международных отношений, которые не могли быть удовлетворены в моем родном городе и вузе. Изучение международных отношений в другой стране, с иностранными студентами, мне кажется, дает больший положительный эффект, чем знакомство с проблемами мирового масштаба лишь в пределах российской аудитории: крайне интересно сопоставить взгляды экспертов из разных стран мира.

- Дарья, первый год Вы обучались в Университете Кента в Кентербери, второй - в ВШЭ в Москве. Какие курсы и преподаватели запомнились больше всего?

- В Кентербери особенно запомнилась Judith Large, она преподавала курсы "Теории конфликтов и насилия" и "Роль медиатора в решении конфликтов". На занятиях мы обсуждали не только прочитанную и изученную литературу, но также смотрели документальные фильмы про конкретные конфликты, разбирали какие-то эксперименты на практике, участвовали в "ролевых играх". Несмотря на пугающие названия курсов, они были намного более практические, чем ожидалось, и этим интереснее. Преподаватель всегда рада была идти на контакт, встречи с ней проводились не только в классе, это был как будто "кружок по интересам", а не строгий учебный процесс.

В Москве хотелось бы, конечно, отметить руководителя программы профессора Максима Владимировича Братерского, который также легко располагает к себе аудиторию. Его всегда очень приятно и интересно слушать, его лекции вспоминаются как прочтение увлекательной книги. К тому же он всегда поможет советом, подскажет, с какой стороны лучше подойти к изучению вопроса, порекомендует нужную литературу, при этом никогда не навязывая своего мнения.

Также очень интересно было прослушать курс "Экономика постсоветского пространства" профессора В.Н.Зуева, который высказывал свою критическую точку зрения, тем самым развивая критическое мышление и у студентов.

- Как Вы оцениваете программу: в ней больше теории или практики?

- Бакалавриат я окончила по специальности «Математические модели в экономике», поэтому данную гуманитарную программу я оцениваю как теоретическую. При этом не стоит забывать, что развитие теоретической мысли, выражение ее на бумаге и нахождение ей применение в реальной жизни - процесс практический. К тому же хотелось бы заметить, что обычная "зубрежка" к этой программе не подойдет: тебе либо интересно и ты вникаешь в суть вопроса, либо... не стоит выбирать данную программу.

- Есть ли отличия в обучении и системе оценивания в Британии и России?

- Процесс обучения и система выставления оценок различна от вуза к вузу даже в пределах одного города, что уж говорить про разные страны?

В Британии все оценки выставлялись по результатам нескольких эссе. После каждого занятия давался список литературы, который хотя бы частично должен быть прочитан студентом. Читать или не читать - выбор каждого, в течение занятия к доске никого не вызывают с пересказом прочитанного, но в эссе необходимо обязательно ссылаться на литературу. Твое мнение важно, но еще более важно, как ты к нему пришел. Система оценивания стобалльная, при этом следует сразу понимать, что набрать больше 70 баллов очень сложно. Если за работу ты получаешь 80 баллов - поздравляем, работа достойна публикации! Возможно, поэтому постоянно присутствует ощущение недооценивания твоих стараний, которое в идеале должно перерасти в стремление самосовершенствоваться. Но это уже вопрос психологии каждого.

В Москве хоть и похоже, но по-другому. Есть задания, их нужно выполнять в течение занятий. Задания как в форме тех же эссе, так и в форме устных презентаций с последующими вопросами студентов и преподавателя. Старания оцениваются более наглядно, что, возможно, больше мотивирует. Максимальная оценка в 10 баллов не является недостижимой, нужно просто приложить достаточно усилий для этого.

- С кем вместе Вы учились? Как складывались отношения с сокурсниками? Были ли сложности межкультурного общения?

- Выбирая данную программу, стоит позаботиться заранее о размещении на территории кампуса, тогда сложность межкультурного общения исчезнет через пару дней. Мне не повезло, не осталось свободных мест на кампусе, и мне пришлось одной снимать жилье, поэтому с одногруппниками я встречалась только на занятиях, и я могу сказать, что этого мало! Европейцы милы, они улыбаются намного больше русских, они легко идут на контакт, но они никогда не станут Вам друзьями, если Вы будете с ними общаться только на лекциях и в перерывах между ними.

- Была ли возможность попутешествовать? Что больше всего запомнилось?

- Наверное, это один из главных плюсов обучения за рубежом. Я несколько раз ездила в Шотландию, в Манчестер, Брайтон и смотрела на знаменитый Стоунхендж. Выбраться в Европу также просто и достаточно дешево, но требуется оформление визы, которую получить не труднее, чем в Москве.

- Какие карьерные планы Вы строите? Вы планируете работать в России или за границей?

- Мое планируемое шестилетнее обучение еще не закончилось, в этом году я оканчиваю еще одну магистерскую программу по регулированию энергетических рынков в России и за рубежом (специализация в рамках магистерской программы «Мировая экономика» факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ) и уже работаю по данной специальности. Но в планах стоит совмещение всех своих полученных знаний в одной работе, пока я только к этому иду. Вопрос о том, в какой стране я собираюсь продолжать свою жизнь, также пока остается открытым, т.к. известно, что работа - это еще не вся жизнь, на мой взгляд, также важен вопрос в какой стране и в каком городе ты планируешь основать свою семью.

- Что Вы можете порекомендовать программе? В каком направлении её следует развивать?

- Я бы добавила больше курсов. Предлагается много интересных курсов, но можно выбрать только 6 за год: мне кажется, что этого мало. Также можно было бы развить программу в практическом русле: например, посещение круглых столов, конференций, докладов.

- Что бы Вы пожелали и посоветовали тем ребятам, которые ориентированы на обучение по программе двойного диплома?

- Пожелала бы терпения и усидчивости, а также советовала бы обратить внимание на данную программу как можно раньше, чтобы сразу приступить к решению организационных вопросов. Удачи!