• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Впечатления о стажировке: в Стэнфордском университете, январь-март 2012 года

Стажировка в Стэнфордском университете стала уникальной возможностью для совершенствования моих профессиональных качеств, позволив мне на 2,5 месяца погрузиться в академическую и научную среду одного из самых уважаемых университетов мира.

Главной целью моей стажировки было создание программы нового курса «Аграрная экономика» для бакалавриата факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Разумеется, были и другие цели: расширение круга профессиональных контактов, совершенствование практики ведения научных дискуссий на английском языке, поиск и обработка материалов для диссертационного исследования и т.д.

Самым первым из способов достижения поставленных мною целей стало посещение лекций по ряду курсов, тематика которых непосредственно сопряжена с моими профессиональными интересами, а именно - с глобальной продовольственной проблемой, мировой аграрной политикой, вопросами экологической устойчивости, рациональным землепользованием. В этой связи мною были выбраны следующие курсы: World food economy, Environmental economics and policy, Natural Resource and Energy Economics, Global land use change to 2050. Также я не могла не воспользоваться возможностью прослушать курс The political economy of global higher education профессора М. Карноя, являющего главным представителем Стэнфордского университета в сотрудничестве с НИУ ВШЭ.

Посещение всех этих курсов позволило мне сделать ряд выводов о том, как усовершенствовать методику преподавания научных дисциплин на нашем факультете. Так, в ходе посещения курса Р.Нейлор и У. Фалкона «World food economy» мною была изучена новая форма контроля знаний, которую я планирую ввести в свою дисциплину. А именно: студентам было предложено поделиться на группы по пять человек и за месяц написать работу, в которой были бы описаны перспективы развития рынка зерновых культур в ближайшие 30 лет. Данная форма работы является очень полезной и продуктивной, так как позволяет студентам применить навыки эконометрического прогнозирования, анализа рынков. Результатом работы групп были презентации, которые и оценивались преподавателями. На мой взгляд, именно такая форма работы в наибольшей степени позволяет оценить качество знаний каждого из студентов. Ранее в рамках преподаваемых курсов мы требовали от студентов лишь написания эссе, т.е. проверяли только письменные навыки изложения материалов. Форма же, практикуемая в Стэнфорде, позволяет выявить не только качество знаний, но и коммуникативные и презентационные навыки студентов, их способность к экономическому мышлению и прогнозированию.

Помимо посещения курсов я провела много времени за беседами с представителями Стэнфордского университета, а также университетов Беркли и Пурдью. Так, встречи с Р. Нейлор, профессором университета Стэнфорд, директором Центра по продовольственной безопасности и окружающей среде, стали для меня источником бесценных сведений о новейших исследованиях в области мирового рынка продовольствия и аграрной экономики и политики. Профессор Нейлор также дала мне ряд рекомендации по совершенствованию программы разрабатываемой мною дисциплины «Аграрная экономика». Перед завершением командировки я представила профессору Нейлор вариант своей программы, которую профессор дополнила и впоследствии одобрила.

У. Фалкон, профессор Стэнфордского университета, поделился со мной своим мнением о состоянии рынка биотоплива и о трансформации потребления продовольствия в странах Азии. Профессор Фалкон также высказал мне свои комментарии и пожелания относительно совершенствования программы новой учебной дисциплины. В рамках бесед с Л. Гулдером, профессором Стэнфордского университета, директором Центра по анализу политики в области энергетики и окружающей среды, мною были получены сведения относительно новых тенденций в политике в области пользования природными ресурсами (в первую очередь – водными и земельными), а также в сфере производства и потребления «зеленой энергии».

Огромной удачей для меня стала также возможность пообщаться с Т. Хертелем, профессором университета Пурдью, поскольку профессор Хертель является автором огромного количества трудов по устойчивому экологическому развитию, мировому рынку продовольствия и рациональному землепользованию. В рамках встреч с профессором Хертелем обсуждались наиболее значительные аспекты трансформации мирового рынка продовольствия, связанные с изменением направления и содержания торговых потоков основными продуктами питания. Также были затронуты проблемы землепользования и дефицита природных ресурсов. Профессор Хертель поделился со мной рядом своих моделей, позволяющих осуществлять прогнозирование развития мирового рынка продуктов питания.

В ходе беседы с Д. Лобеллем, преподавателем Стэнфордского университета, были затронуты темы влияния глобального изменения климата на продовольственную безопасность ряда стран. Велась дискуссия на тему степени влияния климатических изменений на аграрный сектор ведущих экспортеров и импортеров продовольствия. Обсуждались новые перспективы России на мировом рынке продовольствия, связанные с глобальным изменением климата.

С профессором университета Беркли А. де Жанври мы обсудили продовольственные стратегии стран Латинской Америки и трансформацию мировой торговли, связанную со вступлением в силу новых торговых соглашений. Разумеется, все эти беседы стали для меня чрезвычайно полезными, поскольку позволили пообщаться с ведущими специалистами в интересующей меня области науки. Одним из самых ярких впечатлений стала для меня работа в Стэнфордской библиотеке. Я и представить себе не могла, что можно увидеть столько книг по проблематике моей научной деятельности сразу! Приятно поразило также и обилие электронных книг. Думаю, мы должны стремиться к тому, чтобы и в нашей библиотеке в открытом доступе было как можно больше таких источников.

В общем и целом, могу сказать, что стажировка в Стэнфорде была чрезвычайно полезной для меня как для исследователя и преподавателя, поскольку позволила мне обогатить уровень моих знаний, найти большое количество материалов для научных трудов, а также познакомиться с уникальными методиками преподавания учебных дисциплин. Очень надеюсь, что приобретенный мною опыт принесет пользу факультету Мировой экономики и мировой политики, а также НИУ ВШЭ в целом.