• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сессия 3. Социальное измерение коронавируса: COVID-19 как социальная катастрофа и как двигатель перемен

Модератором сессии стал Игорь Алексеевич Макаров (Руководитель Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ). Доклады представили: Марэк Павел Домбровски (Профессор Департамента прикладной экономики Факультета экономических наук НИУ ВШЭ), Ирина Евгеньевна Калабихина (Заведующая Кафедрой народонаселения МГУ), Александра Константиновна Морозкина (Руководитель направления "Структурные реформы" Экономической экспертной группы, доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ) и Леонид Маркович Григорьев (Научный руководитель Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ).

Сессия была посвящена социальным аспектам пандемии. Марэк Павел Домбровски, профессор Департамента прикладной экономики Факультета экономических наук НИУ ВШЭ (Москва), в докладе «Борьба с COVID-19: социальная и экономическая дилемма» отмечает, что за 11 месяцев мы узнали очень мало о пандемии. Возникает ряд вопросов: почему те или иные страны в большей мере пострадали от COVID-19, какова эффективность вакцины и как быстро будет организован процесс вакцинации, сколько еще будет длиться пандемия и как COVID-19 влияет на экономику и социальные индикаторы. Сейчас имеются данные только нескольких кварталов, что делает невозможным кросс анализ, а полные данные, как предполагается, будут доступны только по истечению нескольких лет. Можно выделить два вида стратегии стран в отношении мер, связанных с COVID-19: прямая поддержка населения (например, применяется в США) или поддержка компаний, в которых работают эти люди (Европа). При выборе подхода нужно обращать внимание на гибкость рынка труда (в США она выше, чем в Европе) и предположения относительно продолжительности кризиса. Сейчас прогнозы более пессимистичны, чем были весной 2020 г. Стоит отметить, что неизвестно долгосрочное влияние кризиса на структуру экономики, сложно сказать, носят ли изменения, выявленные во время коронакризиса временный или долгосрочный характер.

Александра Константиновна Морозкина, руководитель направления "Структурные реформы" Экономической экспертной группы, доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ (Москва),  в своем выступлении раскрыла тему международной помощи развитию и влияние на нее COVID-19. Как показал текущий кризис, человеческие жизни являются приоритетом по сравнению с экономическими выгодами. За последние 10 лет общий объем помощи увеличивался. Однако есть ряд негативных факторов и тенденций в этом процессе: основное увеличение идет за счет внутридонорских расходов, главным образом - расходы на беженцев. Это в свою очередь не способствует долгосрочному развитию стран-реципиентов помощи, что является целью оказания помощи развития. Также снижается доля грантов, т.е. происходит сокращение помощи предоставляющейся на безвозмездной основе. Размер грантов меньше цели в 86%, которая была поставлена в 1978 году. Еще одной тенденцией является увеличение интересов доноров при географическом распределении помощи. Традиционные доноры будут ориентироваться на внутренние проблемы и увеличивать суммы в соответствии со своими стратегическими целями. В системе многосторонних институтов имеют места значительные изменения: большие объемы помощи предоставляются довольно быстро и без условий. Предполагается, что в этом году мы увидим небольшое уменьшение объемов помощи развитию, а уменьшение объемов ожидается в следующем году.

Последствия пандемии с социальной точки зрения рассмотрела в своем выступлении Ирина Евгеньевна Калабихина – заведующая Кафедрой народонаселения МГУ (Москва). Очевидно, что прямые краткосрочные последствия пандемии – рост общей смертности, а также изменение ее структуры. Предполагается, что в краткосрочной перспективе также вырастет неравенство в доступе к здравоохранению. Согласно статистике, в первую волну COVID-19 мужчины имели более высокий риск смерти (в 1,8 раза случаев чаще), однако женщины больше подвержены заболеваемости, особенно среди медицинских работников, что вызвано вертикальной иерархией (особенности рабочих функций и частота контактов). Увеличиваются риски смертности для старших возрастов. Основные возраста в зоне риска это пенсионные и предпенсионные: 55-70 лет, они оказываются под угрозой. Отмечается, что неравенство смертности территориальное сопровождается демографическим фактором. Предполагается, что будет наблюдаться краткосрочное снижение интенсивности процессов в области рождаемости и брачности. Миграционное сдерживание, скорее всего, будет иметь компенсационный эффект. Кроме того, существуют устоявшиеся тренды, такие как старение населения и преобладание женщин в старших возрастах, которые COVID-19 вряд ли изменит. По предварительные оценкам от COVID-19 больше всего пострадают молодые (за неимением постоянных трансфертов по сравнению с пожилыми людьми), семьи с детьми, семьи без социальных трансфертов, жители областных центров и менее образованные.

Леонид Маркович Григорьев, научный руководитель Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ (Москва), в своем выступлении говорил об экономике в условиях глубокой рецессии, а также о перестройки личного потребления и образа жизни населения в ходе пандемии. Стоит отметить, что рецессия началась задолго до кризиса и ловушки ликвидности, ядро рецессии – это прекращение использования услуг пятым квантилем, наиболее богатым слоем населением. Также в англосаксонских странах поддержка оказывается непосредственно населению (как, например, в США), в то время как в России – фирмам. Весной 2020 года многие страны столкнулись с неготовностью к пандемии системы здравоохранения, особенно страны с высоким неравенством и плотностью населения: Англосаксы, Бразилия, Индия, ЮАР и др. На данный момент нет ясных перспектив прекращения мировой эпидемии. В виду lockdown и формирования новых привычек 2021-2022 гг. потребуют изменения характера инвестиций. Долги продолжают расти, сумма поддержки из бюджетов в 2020 году составила 11 трлн. долларов.

Презентации

M.Dabrowski (PDF, 622 Кб)

A.Morozkina (PDF, 816 Кб)

L.Grigoryev (PDF, 2,62 Мб)