Исследовательская поездка И.А. Макарова в Центр российских и евразийских исследований им. Дэвиса Гарвардского университета
В октябре-ноябре 2016 г. сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Макаров побывал в Центре российских и евразийских исследований им. Дэвиса Гарвардского университета в качестве приглашенного исследователя. Своими впечатлениями от поездки он поделился с нашим сайтом.
С начала октября по середину ноября я провел шесть недель в качестве приглашенного исследователя в Центре российских и евразийских исследований им. Дэвиса Гарвардского университета.
Мое пребывание в Гарварде было частью программы сотрудничества Центра с Факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Моей главной целью было исследование новых трендов в развитии глобализации после финансово-экономического кризиса, а также изменений в роли природного капитала в глобальной взаимозависимости. Не менее важной задачей было расширение сети профессиональных контактов в моей исследовательской области.
Гарвард дает все необходимое для плодотворной научной работы. Я мог посещать практически любые интересующие меня лекции, имел доступ к богатейшим библиотечным ресурсам, мог слушать выдающихся спикеров – от бывшего главного экономиста Всемирного банка Ларри Саммерса до бывшего министра обороны США Чака Хэйгела. Но главное – Гарвард дает шанс окунуться в иную интеллектуальную среду: пообщаться с коллегами, посетить огромное количество разнообразных научных мероприятий, подышать самой атмосферой университета.
Гарвардская Школа управления имени Кеннеди – один из ведущих в мире центров изучения вопросов и международной политической экономии, и экономики окружающей среды – а именно это области моей специализации. Мне удалось познакомиться с ведущими исследователями в этих сферах – Дани Родриком, Мартином Вайцманом, Рави Абделалом, Джеффом Фриденом, Робертом Стэвинсом, Герно Вагнером, Ричардом Купером и многими другими. На работы целого ряда из них я опираюсь в преподаваемых мною курсах, а сейчас получил возможность узнать их мнение об интересующих меня проблемах, а в ряде случаев – договориться о дальнейшем сотрудничестве.
В рамках своей стажировки я не ограничивался Гарвардским университетом. Совсем неподалеку, в том же городке Кембридж, расположено еще одно знаменитое учреждение – Массачусетский технологический институт (MIT). Я провел в нем немало времени – в частности, слушал выступление Нобелевского лауреата Жана Тироля. А еще и сам выступил с докладом о российской климатической политике на научном семинаре Совместной программы MIT о науке и политике глобальных изменений. Удалось также пообщаться с коллегами из университета Тафтса и Бостонского университета – все перечисленные учреждения сплетены друг с другом густой сетью научных контактов.
Кроме этого, Центр Дэвиса организовал мне трехдневную командировку в Вашингтон, во время которой я посетил Всемирный банк, Университет Джорджа Вашингтона, Американский университет и Центр стратегических международных исследований. Во всех перечисленных учреждениях я сталкивался не просто с доброжелательностью, но и с искренним желанием развивать дальнейшее сотрудничество и осуществлять какие-то совместные проекты. В вопросах, связанных с международными экономическими отношениями и окружающей средой, Россия играет или как минимум способна играть значимую роль, оттого и интерес к ней достаточно велик. А вот знания о ней – относительно малы, количество соответствующих специалистов ограничено. И это открывает хорошие возможности для обмена опытом и углубления научного сотрудничества в будущем.
Интересным оказалось посмотреть, чем отличается преподавание в Гарварде от преподавания в российских университетах. Первое, что бросается в глаза – почти полное отсутствие формата традиционных лекций. Образование идет в форме тесной двусторонней коммуникации преподавателей и студентов. Показательно, что почти во всех аудиториях в Гарварде рабочие места расположены кругом или амфитеатром, что стимулирует перекрестное взаимодействие в аудитории. Напротив, в российских университетах традиционной является расстановка столов рядами, концентрирующая внимание исключительно на лекторе. Роль профессора в Гарварде – не предоставить студенту информацию в готовом виде, а объяснить то, что студент прочитал в литературе при подготовке к занятию, обсудить спорные места, запустить дискуссию. Такой формат работы предъявляет повышенные требования и к студентам, которые в обязательном порядке должны быть хорошо подготовлены к любому занятию, и к профессорам, которые должны умело направлять процесс обучения.
В связи с тем, что график моей стажировки был максимально гибким, исследовательскую работу мне удавалось гармонично сочетать с путешествиями по стране. Мне было интересно посмотреть на места, связанные с историей американского государства. Расположение Гарварда идеально подходит для реализации такого плана. Совсем рядом – на полуострове Кейпкод – место первой высадки британских колонистов. В Плимуте – первая колония. В Бостоне (на котором от Гарварда можно доехать на метро) – колыбель американской революции, а еще и родина одного из самых почитаемых президентов – Джона Кеннеди. Филадельфия, до которой можно доехать на автобусе, – место подписания Конституции и Декларации независимости. А кроме этого, совсем недалеко и Нью-Йорк, и Вашингтон. В последнем удалось побывать непосредственно в день президентских выборов, тоже по-своему исторических.
Стажировка принесла множество впечатлений и свежих идей, новые контакты и договоренности о целом ряде совместных научных работ. И безусловное желание вернуться в Гарвард снова.