Энтина Е. Г., Пивоваренко А. А., Наджаров А. М. и Мелоян Т. Х. подготовили главы в монографии «Энергетика Большого Средиземноморья» ИЕ РАН
Коллективная монография представляет собой результат исследований, проведённых российскими и зарубежными учёными, занимающимися политическими и экономическими вопросами энергетической повестки Большого Средиземноморья. Её цель – продемонстрировать на богатом эмпирическом материале, каким образом энергетическая повестка, особенно в той части, которая формируется ЕС и отчасти НАТО, влияет на структуру международных отношений. Отдельное место в монографии занимает политика ЕС и НАТО в части достижения целей климатической нейтральности и общей логики энергоперехода. На отдельных страновых примерах показано, каким образом региональные державы используют современные энергетические вызовы для наращивания своих внешнеполитических амбиций и веса и реализации интересов ускоренного экономического развития.
Авторский коллектив: Е.Г. Энтина (введение, гл. 1 в соавт. с М.Л. Энтиным, заключение); М.Р. Салихов (гл. 2); М.Л. Колесникова (гл. 3); Е.А. Маслова (гл. 4); Э.М. Фазельянов, С.А. Рогинко (гл. 5); С. Янкович, А.М. Наджаров (гл. 6); Т.Х. Мелоян, Т.Н. Буранов (гл. 7); А.А. Пивоваренко (гл. 8).
Глава Е.Г. Энтиной в соавт. с М.Л. Энтиным «Меняющиеся приоритеты энергетической и климатической политики Европейского союза» посвящена анализу нынешнего этапа реализации политического проекта ЕС и государств-членов по достижению климатической нейтральности и побуждению (принуждению) третьих стран двигаться по пути такого же или хотя бы сходного энергетического перехода. В ней показано, что Брюсселю удалось сделать, а что нет, и как так случилось, что именно в области построения новой экономки ЕС отстал от Китая, США, ряда других ведущих держав. По итогам проведённого исследования авторами главы сделан вывод о том, что Брюссель в обязательном порядке будет вносить коррективы в осуществляемую энергетическую политику. Её пересмотр начался ещё в ходе избирательной кампании в Европейский парламент. Он понадобился политическим элитам ЕС для того, чтобы привлечь избирателей и бизнес на сторону центристских политических партий и не дать нарастающему недовольству населения издержками этой политики качнуть политический маятник в пользу крайне правых и левых политических сил. Смысл пересмотра заключается в том, чтобы сделать «зелёную сделку» более заземлённой, прагматичной и не столь идеологизированной. Ей на смену придёт «индустриальный зелёный курс». Его отличие – в ставке на возвращение европейской промышленности частично утраченной конкурентоспособности из-за относительно более дорогих факторов производства, включая себестоимость потребляемой энергии, чем у других ведущих мировых акторов. Однако на приоритетном следовании ЕС климатической повестке, как полагают авторы, планируемые изменения вряд ли скажутся. Это требует от России, дружественных государств и глобального большинства ответных мер, которые могли бы ослабить негативные последствия сугубо националистического крена в энергетической политике ЕС и соответствующей контригры.
То, каким образом отдельные страны региона приспосабливаются к политическому, регуляторному и экономическому контексту энергетического перехода, посвящены главы «Энергетические ресурсы юго-восточного Средиземноморья и внешнеполитический выбор Египта и Турции» С. Янковича и А.М. Наджарова и «Интересы Венгрии в Центральной Европе в контексте долгосрочных энергетических проектов» А.А. Пивоваренко. В них затронуты коренные вопросы приспособления отдельных стран и субрегионов Большого Средиземноморья и Юго-Восточной Европы к новой энергетической реальности. Как показано авторами, обладая совершенно различным потенциалом, они решают в чём-то схожие дилеммы выбора между поддержкой идеологизированной климатической повестки и энергетической политики ЕС и ориентацией прежде всего на удовлетворение внутреннего спроса в энергоносителях и потребностей стабилизации экономики и сбалансированного экономического развития, которые и определяют их отношение к большим энергетическим проектам и формированию структуры энергетического баланса.
Однако нахождение точек соприкосновения с государствами, с которыми Российская Федерация развивает партнёрские связи в энергетической области, как указывают Т.Х. Мелоян и Т.Н. Буранов в главе «Энергетическое сотрудничество России и Турции: оптимумы экономической взаимозависимости», требует тщательного учёта целого ряда факторов. В их число входят стремление, как показывает пример Турции, нивелировать свою зависимость от различных поставщиков энергоносителей и добиваться в опережающем порядке энергетической независимости и самодостаточности. Оптимальным ответом на вызовы такого плана, как аргументированно доказывается в главе, является диверсификация форм сотрудничества в энергетической области и совместное осуществление больших проектов с максимально долгосрочным горизонтом реализации и обслуживания построенных объектов.
Таким образом, сочетание большого числа взаимодополняющих ракурсов, под которыми проведено исследование проблематики коллективной монографии позволяет придать ему последовательно комплексный характер. В работе даётся анализ не только нынешнего состояния энергетической политики и энергетического перехода стран и субрегионов Большого Средиземноморья, но и предлагается научно обоснованный прогноз на будущее.
С работой можно познакомиться на сайте издательства.
Мелоян Тигран Хачатурович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик
Наджаров Александр Мартиросович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик
Пивоваренко Александр Александрович
Центр средиземноморских исследований: Научный сотрудник
Энтина Екатерина Геннадьевна
Центр средиземноморских исследований: Директор центра