Статья профессора Екатерины Энтиной для издания "Независимая газета" о том, как выстраивается политика расширения ЕС
Директор ЦСИ НИУ ВШЭ Екатерина Энтина поделилась мнением о том, как теперь выстраиваются политика расширения ЕС и диалог с обществами потенциальных кандидатов.
Начиная со второй половины ХХ века Западная Европа воспринималась как уютная гавань. Уважение к личности, отдельному человеку и его чаяниям были не менее важным фактором привлекательности, чем бытовой комфорт. Вопреки тому, что с правовой точки зрения ЕС по-прежнему обладает наиболее продвинутым в мире законодательством о защите прав человека и во многом остается социальным «государством», все меньше о нем говорят в подобном ключе.
Это следствие не только внутренних кризисных явлений или ярких политических противоречий между Брюсселем и отдельными странами-членами. Немало можно объяснить тем, как теперь выстраиваются политика расширения ЕС и диалог с обществами потенциальных кандидатов. Из плодотворного формата начала 1990-х он перешел к предельно менторской логике, наполненной нарративами в духе «кто не с нами, тот против нас». Что самое печальное – последнее место в ней стал занимать рядовой человек. Как раз тот, кто, попав внутрь ЕС, должен всеми фибрами души ощутить прелесть европейского единения.
Текущие события подталкивают к тому, чтобы разъяснить это на двух примерах – молдавском и сербском. В Молдавии завершились президентские выборы, первый тур которых сопровождался и референдумом о внесении изменений в Конституцию страны, закрепляющих курс на евроинтеграцию. То, что в итоге победу одержит действующий, нарочито прозападный президент Майя Санду, а итоги референдума будут позитивными для ЕС, особых сомнений не вызывало. Вопрос заключался в том, с каким отрывом пройдут все голосования. Он оказался минимальным на референдуме и совсем небольшим – во втором туре президентских выборов.
За эти дни смаковалась новость о том, что собственно на территории Молдавии и референдум, и сама Санду провалились. Санду – «президент диаспоры» (разумеется, западной). Молдавская диаспора в России мобилизовалась скорее не потому, что так уж против Санду, а потому, что за последние четыре года этих людей фактически отрезали от самой возможности выразить свою волю (в 2016 году – 33 участка для голосования, в 2020-м – 17, в 2024 году – 2). Большую часть голосов здесь отдали Александру Стояногло.
Логика ведения предвыборной кампании в одночасье антагонизировала в целом мирное молдавское общество, которое в отличие от своих украинских соседей политическому активизму исторически предпочитало песни и вино. Теперь молдаване на Западе – «цивилизованные европейцы», в России – «агенты Кремля», на территории Молдавии – «деды и бабки, ностальгирующие о советской молодости, да малые дети».
Это произошло потому, что Брюссель задал логику предвыборной кампании в духе «счастливое европейское будущее или призрак Украины», которая визуализировалась в облике основных кандидатов – Санду или Стояногло. Последний справедливости ради никогда не заявлял о необходимости отказаться от евроинтеграции, но все равно его электорат для молдаван Запада – теперь те, кто отнимает европейское будущее.
С полным содержанием статьи можно ознакомиться по ссылке.
Энтина Екатерина Геннадьевна
Центр средиземноморских исследований: Директор центра