• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Центры изучения Африки комментируют переворот в Нигере

26 июля 2023 г. в Нигере произошел военный переворот, в результате которого был свергнут президент Мохамед Базум, сформирован Национальный совет по охране Родины, который возглавил Абудурахман Тчиани. Через месяц президент Франции Эмманюэль Макрон заявил о выводе французских военных из Нигера. Эксперты Центра изучения Африки НИУ ВШЭ в комментариях для СМИ анализируют события в Нигере. 

Эксперт Центра изучения Африки Всеволод Свиридов в комментарии для ТАСС заявил, что в последние годы страны Африки обретают всё больший суверенитет, начинают самостоятельно обеспечивать безопасность, а бывшие метрополии сокращают вовлечение в урегулирование конфликтов в Африке. В статье для Известий другой эксперт Центра Кирилл Смирнов выразил мнение, что Франция лишилась Нигера задолго до переворота. Европейские страны, в первую очередь Франция, потеряли рычаги экономического и политического влияния на Нигер, когда у страны появилась китайская альтернатива постколониальной модели отношений, при которой «низкие роялти при невысокой себестоимости добычи и де-факто бессрочных лицензиях оставляли в стране лишь символическую долю дохода от экспорта стратегического для Европы сырья».  

Директор Центра изучения Африки Андрей Маслов и эксперт Центра Всеволод Свиридов в статье для RT отметили, что Нигер является важным игроком на рынке урана и политическое решение нового руководства о прекращении экспорта этого стратегического сырья во Францию усугубит энергетические трудности европейской страны.

Когда Макрон только приходил к власти, он заявлял о необходимости нового подхода в отношениях с Африкой, но выработать его не удалось. Текущее решение об уходе из Нигера — закономерный процесс, отметил эксперт Центра Никита Панин в интервью «Известиям»:

«Вся ситуация отношений между Нигером и Францией — это фактически игра на повышение ставок. И в какой-то момент, с учетом полной блокировки работы французского посольства, с учетом того, что дипломатической изоляции Нигера французской дипломатии добиться не удалось, повышение ставок в дальнейшем оказалось бессмысленным для стратегии Франции».

Оба эксперта сходятся на том, что хотя события в Нигере — удар по интересам Парижа, который негативно влияет на практические возможности Франции в регионе, но не означает полной смены парадигмы французско-западноафриканских отношений.

«Франция по-прежнему имеет сильные позиции в других странах региона - в Камеруне, в Кот-д'Ивуаре, в Бенине, — напомнил Свиридов. — Кроме того, мы пока не знаем, как именно Франция будет уходить из Нигера. Возможно, она попытается остаться. Возможно, она будет устраивать искусственные задержки. Когда Франция уходила из Мали, практически весь контингент был переброшен в Нигер. Нигер стал основной базой для французских войск. Теперь встает вопрос о том, куда они направятся из Нигера. Это могут быть другие страны региона, традиционно дружественные Франции. Важно понять, кто заполнит этот вакуум власти».

16 сентября 2023 г. лидеры трёх стран, столкнувшихся с военными переворотами в последние годы — Мали, Нигера и Буркина-Фасо — подписали хартию о создании оборонительного «Альянса государств Сахеля». О причинах этого шагаразмышлялдиректор Центра Андрей Маслов в комментарии для радио Business FM:

«Мы здесь имеем дело с переходными правительствами, которые стремятся стабилизировать обстановку у себя на родине. <...> их объединение, с одной стороны, конечно, связано с общими угрозами, потому что они опасаются вторжения со стороны Франции, каких-то провокаций, каких-то силовых действий со стороны ЭКОВАС — это сообщество западноафриканских государств. И в то же время у них общая угроза — джихадисты Сахары. Но это больше символический жест, который призван остудить сторонников силового вмешательства в ситуацию внутри этих стран». 

В то же время интервенция в Нигер, несмотря на заявления ЭКОВАС, маловероятна,высказалсяв эфире радио Sputnik Всеволод Свиридов.

«Мы видим заявление ЭКОВАС о том, что они готовят интервенцию. Их нужно считывать так, что до сих пор они эту интервенцию не подготовили, несмотря на то, что они уже объявляли ультиматум. <...> буквально пару дней назад сенегальские СМИ со ссылкой на свои источники сообщали, что Сенегал только готовится перебросить войска на тыловую базу ЭКОВАС в Бенине <...> Скорее всего, это аргумент на столе переговоров. Они давят на Нигер, пытаются договориться, пытаются сделать так, чтобы режим, который пришёл к власти, начал процесс передачи власти демократической администрации, назначил выборы, обозначил рамку перехода к гражданской власти». 

Андрей Маслов в интервью RT уточнил, что Нигерия, Алжир и Чад не одобрили военное вмешательство в Нигере. По мнению директора Центра изучения Африки,  окончательное решение во многом зависит от Нигерии, поскольку «её лидер возглавляет ЭКОВАС, Нигерия располагает значительными по численности вооружёнными силами, и, наконец, Нигерия имеет самую протяжённую с населённой частью Нигера границу».

«Если интервенция всё же произойдёт, она будет нести разрушительные последствия для всего региона», — заключил Свиридов.