• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ангола: цифровое государство

Работа выполнена в рамках Программы трансфера компетенций в сфере цифрового госуправления, которую Центр изучения Африки НИУ ВШЭ реализует при поддержке ИГМУ НИУ ВШЭ.

Цель программы - углубленное и систематизированное знакомство африканских госслужащих с достижениями России в сфере цифровизации государственного и муниципального управления. Подготовительный этап Программы предполагает исследования опыта цифровизации ведущих государств Африки с целью определения наиболее перспективных направлений для сотрудничества: востребованных в Африке платформ, участие в проектировании и разработке которых могут принять российские программисты и консультанты.

Специалисты ИГМУ определили 52 типовых платформы, комплексных решения в области цифровизации госсектора, а также 14 стран Африки, наиболее перспективных с точки зрения внедрения российских решений (учитывался уровень развития E-Governance по классификации ООН, уровень ВВП, численность населения и др.). Далее страны были распределены между исследователями: студентами ФМЭиМП ВШЭ, которые готовят паспорта цифровизации госуправления, на основе открытых источников и собственного пользовательского опыта.

В рамках работы названия 52 типовых российских платформенных решений были переведены автором на португальский язык, после чего был осуществлён поиск аналогичных решений, доступных или заявленных в Республике Ангола.Задачей исследования было также оценка уровня развития и внедрения соответствующей платформы в Анголе, по разработанной ИГМУ шкале, от 0 до 3 баллов.

Республику Ангола можно считать слабо развитым в цифровом отношении государством с ограниченным функционалом т.н. сервисов электронного государства. В рейтинге UN E-Government по уровню развития элементов электронного государства, Ангола уступила таким странам субтропической Африки, как Танзания, Замбия, Зимбабве, Намибия и Нигерия, опережая лишь наименее развитые госдуарства региона – ДР Конго, Мали, Южный Судан, Мозамбик, ЦАР, Сомали.

В проведённом нами исследовании из 156 возможных баллов страна набрала лишь 62. В 17-ти категориях из 52-х страна набрала 0 баллов, что означает отсутствие, либо наличие лишь в зачаточном состоянии того или иного сервиса. Лишь семь электронных сервисов получили максимальную оценку «3» по предложенной шкале. Такое положение вещей во многом связано со спецификой современного положения Анголы, её государственных институций и экономики. Следует, однако, признать, что за последниегоды страна сделала резкий рывок в развитии элементов электронного государства, и продолжает развиваться в этом плане достаточно быстро.

После обретения независимости в 1976 году Ангола формально относилась к государствам социалистической ориентации. Однако после 1990х годов и «нефтяного бума» 2000х, позволившего достичь небывалого экономического роста в условиях послевоенной разрухи, социализм остался закреплен лишь в официальных документах. Как и в большинстве других стран субтропической Африки, в Анголе так и не была создана система централизованного школьного питания, а всеобщее здравоохранение не покрывает большую часть населения. Во многом этим объясняется отсутствие, или же нахождение в зачаточном состоянии многих электронных сервисов, связанных с социальными функциями государства, например, местный аналог российского ресурса ЕММИАС.инфо разрабатывается уже пять лет и всё ещё не введен в строй (сами услуги предоставляются только через сайт министерства здравоохранения, и их список невелик). Электронный функционал связанных со здравоохранением сервисов ограничен выдачей электронных сертификатов о вакцинации, отсутствуют электронные сервисы местной ветеринарной службы.

Вместе с тем, в стране довольно быстро, ещё на рубеже 2000-2010х годов, был создан единый шаблон государственных сайтов, сформулирована концепция государственного интранета, поступательно внедрялась единая система регистрации на различных порталах и система государственной почты. Сайт государственных услуг SEPE фактически явялется аналогом российского сайта «Госуслуги» и обладает широким функционалом – от записи в государственные автошколы до электронного дневника. С 1 января 2023 года в стране вводится система электронной подписи, которая в перспективе должна стать ещё одним средством «сквозной» идентификации наравне с данными универсального электронного ID, функционирующего с середнины 2010х годов.

В числе наиболее перспективных для развития сфер оказания электронных услуг на сегодняшний день остаются услуги, связанные с электронным оформлением ДТП, а также дальнейшим расширением зон контроля дорожных камер и самого их функционала. При этом система взимания платы за проезд грузовых транспортных средств функционирует уже довольно давно, наряду с государственным сервисом онлайн-оплаты Multicaixa.

Также на начальном этапе находится внедрение государственных камер наружного наблюдения, объединенных в единую систему. Лишь в 2019 году 700 камер были в качестве пилотного проекта установлены в столице страны Анголе (а также несколько десятков в Бенгеле), однако для таких крупных агломераций такое количество камер ничтожно. Вместе с тем, перспективной выглядит качественная составляющая – под систему видеонаблюдения уже создан единый центр обработки информации (Интегрированный центр общественной безопасности, CISP). Система создавалась по контракту с южнокорейской компанией KT Corporation, однако, вероятно, будет развиваться на основе независимых сторонних решений.

Страновая специфика Анголы оказывает большое влияние на развитие электронных сервисов в стране, в том числе – связанных с землепользованием и бизнесом. Слабо развитой остаётся система электронного реестра обектов недвижимости и электронного земельного реестра, не говоря о спутниковом зонировании территорий. Тем не менее, в 2014 году от министерства городского планирования и окружающей среды был отделён Институт картографии и земельного кадастра, который предоставляет частные услуги по зонированию, а также разрабатывает проекты электронного регистра, однако фактически отдельного электронного сервиса с данными земельного кадастра не создано, и выписки из кадастра запрашиваются на общем портале госуслуг SEPE. Так как перед Анголой сейчас остро стоит задача диверсификации экономики страны, местный портал поддержки предпринимательства PRODESI (содержащий, впрочем, лишь справочную информацию), ориентирован в первую очередь на среднее предпринимательство и иностранных инвесторов в пищевую промышленность.

Высока роль как международных, так и относящихся чисто к региону Субтропической Африки программ развития элементов электронного правительства. В рамках региональной Программы повышения производительности аграрного сектора в Субтропической Африке (O Programa de Produtividade Agrícola para a África Austral) разрабатывается единая система учёта оборота пестицидов и агрохимикатов. Достаточно современный и удобный антикоррупционный портал с государственными закупками Compras Publicas (Госзакупки), частично дублируемый порталом Transparência Pública создавался в том числе в рамках региональной антикоррупционной инициативы USAID.

В целом, на данный момент Ангола не сильно нуждается в помощи развитию, но демонстрирует готовность щедро платить за услуги высококлассных международных специалистов за счёт сверходоходов от нефти. Страна привлекает специалистов из европейских стран, в первую очередь – из Португалии. В стране также работает филиал российской корпорации «Ростех», однако российские специалисты заняты преимущественно в банковской сфере и в обслуживании вооружений ангольской армии в рамках военных контрактов.

Вместе с тем, у российской стороны есть большой потенциал выхода на ангольский рынок электронных сервисов. Наиболее перспективными являются интегрированные решения в сфере межведомственного обмена информации, сервисы, связанные с дорожной безопасностью, образовательные платформы. Большой интерес для ангольского правительства представляют системы распознавания лиц и – в целом – городского наружного видеонаблюдения, хотя в этой сфере и наблюдается высокая конкуренция со стороны южнокорейских и китайских решений. В целом, Ангола – достаточно большой и перспективный рынок для экспорта российского опыта и технологий, особенно в новых условиях международных отношений.

 


Авторы:

Абзианидзе Георгий, студент НИУ ВШЭ, ОП "Политика. Экономика. Философия"

Свиридов Всеволод, эксперт ЦИА НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.