Египет: цифровое государство
В Египте функционирует не менее 33 платформ цифрового государства, не менее 11 платформ развиваются с иностранным (в т.ч. международных организаций) участием. На 2022 год Египет находится на 103 месте в рейтинге уровня развития E-Government Survey 2022.
Важную роль в развитии платформ цифрового государства Египта играют частные египетские компании, в первую очередь, компании высокотехнологичного делового района Smart Village в городе им. 6 Октября. В 2016 начата реализация национальной стратегий Egypt Vision 2030, в рамках которой Министерство связи и информационных технологий (MCIT) приступило к созданию Digital Egypt. Тем не менее, пока государственные сервисы Египта разрознены, часть заявленного функционала пока не реализована. Многие сервисы находятся в стадиях разработки и бета-тестирования.
Так, единый портал госуслуг позволяет найти информацию об услуге, о необходимых документах, о географическом месте оказания услуги, однако даже подать заявление на получение большинства услуг невозможно. Граждане редко пользуются сайтом, считают его работу нестабильной, чаще они пользуются сайтами министерств, однако основным способом получения доступа к услугам остаётся физическое перемещение к месту оказания услуги. Нет признаков обновления сайта с 2018 года. На замену ему ведется разработка новой платформы, однако пользователям она пока недоступна. Отсутствует единая система идентификации и авторизации граждан на сайтах ведомств, подать жалобу или предложения на большинстве сайтов госведомств также невозможно.
Хорошо развиты сервисы в области школьного образования (Egyptian Education Platform), однако система контроля входа/выхода учеников отсутствует. Развивается цифровизация системы обязательного медицинского страхования, а также федеральных медицинских учреждений, однако на муниципальном уровне основным остаётся бумажный документооборот, о возможностях электронных сервисов в сфере здравоохранения население осведомлено плохо.
В стране отсутствует платформа для электронных выборов, законодательная и регуляторная база также не сформирована. Отсутствует пока и автоматизированная система паспортного контроля, нет возможностей для оформления ДТП онлайн; разработана единая система реагирования на аварии, но она не автоматизирована: сеть начинает работать только после получения информации звонков по экстренным номерам (112), хотя локация звонка уже определяется автоматически.
В сфере законотворчества и правосудия государственные электронные сервисы практически отсутствуют. Реализуется проект (с декабря 2020 г) по развитию электронной судебной платформы, предполагающий формирование электронного реестра судебных дел в хозяйственных судах (юридические и физические лица, желающие получить услугу электронного судопроизводства, регистрируются в единой системе; иски физических и юридических лиц подаются в электронном виде с целью информирования их обо всех процедурах). Введена в строй электронная судебная платформа для экономических судов, проект реализован при поддержке Microsoft и Link. Судебные сервисы должны стать доступны на новом портале госуслуг, который пока находится в разработке. Доступна электронная библиотека законов и нормативно-правовых актов (только информационный характер). Однако отсутствуют системы регистрации и хранения документов законотворческого процесса, онлайн-арбитража и портала проектов нормативных правовых актов.
Имеются проблемы и с портальными и реестровыми решениями: на низком уровне развития находится единая база вакансий, на которой представлено (в ноябре 2022) всего 14 вакансий, только государственные компании, прежде всего, руководящие должности, также функционал сайта требует доработки, поэтому сайт непопулярен (просматривают в 4 раза реже, чем коммерческие базы вакансий).
Недостаточно развит государственный туристический сервис: на сайте Министерства туризма и древностей имеется справочная информация (адрес и название) о лицензированных туристических компаниях, гостиницах, туристических ресторанах, дайвинг-центрах, магазинах по продаже сувенирной продукции в каждом регионе (мухафазе), но отсутствует, например, возможность покупки или брони услуг.
Отсутствуют системы безбарьерной оплаты проезда и взимания платы с грузовых автомобилей. В перечисленных направлениях обширны возможности для сотрудничества с Арабской Республикой Египет, так же, как и в таких направлениях, как системы контроля, системы электронной маркировки и мониторинга за оборотом товаров (развита только система контроля оборотов пестицидов), единой системы контрольно-надзорных мероприятий; платформы транспортного комплекса разрознены, имеются сложности и в переходе на контрольно-кассовую технику.
В рамках сервиса «электронного бюджета» имеется возможность просмотреть pdf-файлы некоторых бюджетных данных, часть бюджетов (например, бюджеты субъектов) не обновляются. При поддержки египетской компании E-Finance развиваются сервисы для оплаты и получения информации об обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Египта.
В Египте имеется собственная национальная платежная система MEEZA, которая финансируется ЦБ Египта и египетской компанией E-Finance; работает система только в Египте; имеется собственное мобильное приложение, однако электронная оплата ограничена. Карты выпускаются большинством (15) крупных банков Египта. Активно внедряется государством, так, например, большинство зарплатных карт госслужащих были заменены на карты MEEZA
Налоговые сервисы работают для компаний. Так в 2020 году был запущен проект по электронному выставлению счетов-фактур на ETA. (Электронный портал облегчает налоговую проверку для компаний, исключает повторные визиты для подачи налоговой декларации, предлагает решения для удаленной проверки, упрощает процедуры возврата налогов; через электронную систему обрабатывается 3,8 миллиона документов в год). Налогоплательщики сначала регистрируются в налоговом органе, где получают логины, доступ к API и сертификат e-Real. Счета-фактуры на продажу должны ежедневно представляться и подтверждаться налогоплательщиком. Подтверждение можно сделать через официальный портал или через бесплатное мобильное приложение. Проект реализуется при поддержке Ernst & Young Co., Microsoft и E-Finance. В январе 2021 года был запущен национальный проект E-Tax по модернизации и автоматизации системы налогового администрирования для компаний, к концу 2022 года проект должен завершиться. Сам же портал E-Tax на декабрь 2022 представлял собой одностраничный сайт, информация о налогообложении практически отсутствует, ссылки не работают.
Потенциальными сферами для сотрудничества с Египтом с области цифровизации государственных сервисов могут быть, в первую очередь, сферы законодательства и правосудия, налогообложения, расширение функционала единого портала государственных услуг, развитие сервисов для коммуникации с гражданами (электронное голосование (опросы), системы жалоб, портала проектов НПА, системы электронных выборов), сервисов правовых систем, регулирования дорожного движения (высокий уровень аварийности остается острой проблемой в Египте), безопасности (в том числе и контроль входа/выхода школьников) и контроля (реестры инспекций, мониторинг оборота товаров, переход на контрольно-кассовую технику и т.д.). Также, российский опыт может быть полезен для улучшения функционала сайтов и сервисов, в целом, их интеграции.
Егор Астраханцев, студент НИУ ВШЭ, ОП “Востоковедение”;
Аль-Кади Ихаб Адель Абдельмути Абдельхади, студент НИУ ВШЭ, ОП “Науки о данных”.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.