• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимбабве: цифровое государство

В Зимбабве на конец 2022 года функционирует не менее 20 платформ цифрового государства. Из них 7 платформ находятся под контролем частного сектора и еще 7 развиваются благодаря иностранному участию (преимущественно Китай и международные организации). Несмотря на наличие примеров качественных современных решений, большинство платформ нуждается в существенной доработке. 

В результате предпринимаемых действий по расширению диапазона применения цифровых платформ в управлении государством E-Government Development Index, по данным ООН, вырос с 0,3 в 2008 г. до 0,47 в 2022 г.. Однако за этот же период времени в соответствующем рейтинге государств Зимбабве опустилось на одну позицию, достигнув 138 места. Это свидетельствует о недостаточности инвестиций и инициатив выхода на качественно новый уровень.

Более масштабному и стремительному внедрению цифровых решений мешает низкий уровень развития цифровой инфраструктуры: по данным Всемирного банка, в 2019 г. лишь 27% взрослого населения имели постоянный доступ в интернет. А плохие макроэкономические показатели (в 2022 г. инфляция 213%, внешний госдолг 76% от ВВП) делают развитие платформ цифрового государства задачей далеко не первостепенной важности, а также обуславливают трудности в привлечении иностранных компаний и инвесторов. 

Для Зимбабве характерна непропорциональность развития платформ цифрового правительства. Так, в сотрудничестве с Китаем правительство Зимбабве активно готовится к имплементации таких продвинутых цифровых решений, как Национальная система управления данными (National Data Centre) и Система распознавания лиц (National Identity System). Однако уровень развития регуляторного аппарата не позволяет эффективно справляться с сопутствующими вызовами (кибербезопасность, конфиденциальность и защита данных). А автоматизированная система паспортного контроля не создана, несмотря на обязательный переход граждан на биометрические паспорта. Более того, точечное решение отдельных задач ведётся на фоне слабой развитости или полного отсутствия государственных цифровых решений в сфере образования, медицины, систем контроля, реестровых решений. Нет системного подхода к равномерному и поэтапному внедрению цифровых решений.

Интранет-система для Cabinet Office и министров, E-cabinet, пока что работает только для интерактивного сопровождения совещаний министров. Совершенствование системы до межведомственной платформы взаимодействия находится на стадии доработки.

ZimConnect Portal предоставляет физическим и юридическим лицам доступ к достаточно широкому набору электронных услуг, а также к справочной и консультационной информации о подробностях получения всех видов государственных услуг. 

Единой системы идентификации на государственных сайтах нет - на всех платформах необходимо регистрироваться по отдельности. Единый мониторинг жалоб граждан, система электронных опросов и голосований, система электронных выборов отсутствуют. Сервисов госпочты для граждан также не предусмотрено. Однако аналогичной системой широко пользуются госслужащие и члены правительства (GISP Zimbabwe).

В сотрудничестве с Microsoft и UNICEF разработана  бесплатная образовательная платформа с обучающими видео по всем предметам и возрастным группам -The Learning Passport. Система не предусматривает ведение электронного дневника. Цифровой системы контроля за проходом на территорию школы и за питанием ребенка не существует.

В медицинской сфере цифровые услуги в основном предоставляют частные компании (Nation Care Link,Cimas и др.) или их объединения (NeoHealth Zimbabwe - системы коалиции частных поликлиник для централизованного ведения медкарт и отпуска лекарственных рецептов). Сайты государственных больниц и поликлиник, доля которых 70%, или отсутствуют, или не предоставляют никаких электронных услуг помимо информационных (INGUTSHENI CENTRAL HOSPITAL, Parirenyatwa Group of Hospitals). Для контроля за ВИЧ и малярией используется платформа DHIS2, разработанная в сотрудничестве с UNDP, the Global Fund и Centre for Disease Control (CDC) (funded Research Triangle International).

Система распознавания машин широко распространена (ZINARA), однако используется только для предоставления услуг пользования платными дорогами. При этом система безбарьерного пропуска неоправданно усложнена: требуется сообщить работнику номер телефона, к которому привязан счет для оплаты проезда. Транспондеры не используются, несмотря на наличие необходимых для этого технологий. Для мониторинга аварий, нарушений и транспортных налогов система не используется.

Единого электронного бюджета также нет. Крайне разобщено и несистематично публикуются краткосрочные, среднесрочные и упрощенные для граждан бюджеты.

Единая система всестороннего сопровождения процесса судопроизводства, ZimIECMS, находится на стадии разработки. Пока что суды общей юрисдикции только готовятся к переходу на эту систему. Информационная же система обеспечения законодательного процесса действует в крайне ограниченном виде на двух основных сервисах - Трекер законопроектов и официальный сайт парламента с законопроектами. Информация по арбитражным делам представляется в ограниченном виде только независимой некоммерческой организацией Zimbabwe Legal Information Institute при поддержке African Legal Information Institute.

Зимбабве практически все юридические лица используют онлайн-кассы (Invoice management system fiscalization), информация из которых напрямую поступает в налоговую службу Зимбабве и интегрируются с данными электронной налоговой службы (ZIMRA), через которую можно оплатить онлайн большинство налогов, а также скачать все формы деклараций.

Дистанционное зондирование земли осуществляется при помощи 5 частных компаний (например, ZIMGEO, Adept Fabrications, Muku – Sustainable Invesments), комплексной государственной системы в этой сфере не существует.

В Зимбабве есть спрос на государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, однако на данный момент на рынке есть только одно частное решение для маркировки крупного рогатого скота - E-Livestock Global. В данной сфере особенно высока возможность потенциальному сотрудничества для масштабирования системы на весь перечень товаров. Более того, отсутствие такой мониторинговой системы негативно сказывается на экспортных возможностях Зимбабве (за последние годы европейские страны часто прекращали закупки продовольственных товаров из-за невозможности верифицировать его характеристики) и делает ее достаточно актуальным вложением. Аналогичные системы для контроля за оборотом пестицидов/агрохимикатов и алкогольной продукции также не существуют. Несмотря на постулирование необходимости создания системы-мониторинга за алкоголем в National Alcohol Policy 2010, в этой сфере пока что действует лишь электронный сервис Liquor licensing для получения лицензии на продажу алкогольной продукции.

Реестровые платформы (единый реестр юридических лиц. реестр контрольных надзорных мероприятий, публичная кадастровая карта, единый реестр недвижимости, реестр контрольных надзорных мероприятий) не созданы. В большинстве случаев реестры ведутся в децентрализованном виде на бумажных носителях, что существенно затрудняет и замедляет деятельность соответствующих государственных подразделений. А кадастровая карта, хоть и работает в электронном виде на основе базы данных Microsoft Access, не предоставляет возможности вносить последовательные изменения в реестр, что влечет за собой необходимость параллельного ведения картотеки. Реестры вакансий представлены только коммерческими решениями - например, ZimbaJob.

В Зимбабве в электронном формате функционирует портал Национального Бюро Статистики - Zimbabwe Data Portal, разработанный в сотрудничестве с Африканским Банком Развития. Портал работает в полностью открытом и бесплатном доступе и предоставляет как широкий перечень статистической информации, так и возможность интерактивного построения разнообразных диаграмм и схем. Однако данный портал имеет и ряд недостатков. Так, на сайте нет упорядочивания данных по подотчетным ведомствам, а также последние обновления статистики нередко обрываются на 2015-2017 году. На основе этого же портала реализованы зачатки регистра сведений о населении.

В сфере поддержки МСП государственных решений также нет, есть только платформа от некоммерческой организации the SME Association of Zimbabwe. Платформа предлагает широкий перечень консультативных услуг, однако за счет отсутствия интегрированности с государственными сайтами не может предоставлять прочие услуги. Так, продукт организации Tender Watch  присылает информацию о тендерах, публикуемую в СМИ.

Автор:

Ливинцева Вероника, студентка НИУ ВШЭ, ОП “Мировая экономика”


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.