• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Индо-Тихоокеанская Азия

Канаев Е. А., Куприянов А., Леонтьева Е. и др.

В кн.: Россия и мир: 2025. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз.. М.: ИМЭМО РАН, 2024. С. 185-196.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Сибирь: от периферии философии к философии периферии

9 апреля 2020 в рамках онлайн проекта «Экспертные семинары: Актуальные вопросы региональный исследований» Департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ состоялась встреча с Владимиром Вячеславовичем Малявиным, профессором, известным синологом, мыслителем ХХ века.

В семинаре приняли участие коллеги факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, представители московских и региональных университетов, студенты.

Темы была интересной и необычной для нашего времени. Не связанной с насущными проблемами о будущем человечестве, о грядущем кризисе и экономических проблемах. Владимир Вячеславович обратился к духовной составляющей человечества, заставил задуматься над вечными проблемами бытия.

 В ходе семинара был поставлен вопрос о сущности русского человека, о том, что он, прежде всего, евразиец. О том, что без Сибири России не может быть мировой державой.

В концепции Евразии география, философская антропология, международные отношения и политика связаны одной нитью, являются звеньями одной цепи. Концепция Евразии обращена в будущее. Главное то, что объединяет всех нас в будущем. В.В. Малявин поставил вопрос о важности Сибири в этой концепции, а также вопрос о ее периферийности. Азия так глубока и так велика, что только в ней есть непостижимая глубина. В Европе нет тайны, в ней все уже понятно и поставлено на экономические рельсы, нет этой глубины и в Америке, в отличие от Азии и Сибири, где пространство наполнено тайной.

Необъятный простор, вместительное пространство Сибири, которое по определению не может стать предметом размышления, мысли. Оно не является вещью, но может быть объективировано в виде острова. Точка, которая соединяет бесконечное малое пространство и бесконечно большой простор, и есть та самая реальность, о которой говорил В.В. Малявин.

Сибирь – белое безмолвие, живая тишина по М.М. Пришвину. Тишина пограничья, в которой сходится несходное. В центре этого мировоззрения лежит встреча, соотношение, соотнесенность, согласованность, не предметность, а пустота. Философия Евразии – это философия встречи, которая по определению требует преображения участников, творит новую реальность совместности несопоставимых величин. Из этой встречи следует преодоление себя ради того, чтобы сделать чужое родным. В этой реальности мы взаимно изменяемся, преодолеваем себя находим нечто общее. На этом стоит и китайская философия: мое и его – одно, это достигается во встрече. Мы не являемся тождественными сущностями, мы находим наше общее, то, что каждый из нас абсолютно самодостаточен.

Мы должны исключить логику тождества и различия, в практике встречи мы должны оставить себя и тогда мы открываемся бесконечности живой тишины, родной чуждости. Это самое простое и естественное, что может быть в нашей жизни. Следуя заданному во встрече, я возвращаюсь к заданному, к истоку, где все предвосхищается. Выстраивая наши отношения с другими, мы стилизируем свою жизнь.

Сергей Александрович Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, прокомментировал выступление Владимира Вячеславовича о том, что Сибирь – это не только место встречи с другим, это стремление за горизонт и к свободе, что расходится с точкой зрения, представленной сегодня в выступлении. Сибирь сделала Россию Россией, а без Сибири Россия была бы бледной Польшей.

Ответы на эти вопросы и другие вопросы участников, а также полную версию выступления доступны в видеозаписи по ссылке: https://youtu.be/aToAydH2dW0