• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Энергетика Большого Средиземноморья

Буранов Т. Н., Колесникова М. Л., Маслова Е. А. и др.

М.: Институт Европы РАН, 2024.

Статья
Сербская внешняя политика: вызовы и восприятие

Энтина Е. Г.

Актуальные проблемы Европы. 2024. № 2. С. 185-201.

Глава в книге
Развитие центров хранения и обработки данных как направление цифрового регионализма на примере государств Индокитая

Канаев Е. А.

В кн.: Страны Индокитая в АСЕАН: ключевые аспекты развития. ИКСА РАН, 2024. С. 234-246.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Треугольник США-Китай-Россия, как торговая война превратилась в информационную?

В пятницу, 22 мая, состоялась тринадцатая экспертная встреча в рамках серии онлайн семинаров «Актуальные вопросы региональных исследований» департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ по теме: «Треугольник США-Китай-Россия, как торговая война превратилась в информационную?». Приглашенным экспертом на мероприятии стал Йонатан Фриман, профессор факультета политических наук Еврейского университета в Иерусалиме.

С приветственной речью к спикеру и участникам семинара обратилась заведующая Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, доцент Вера Владимировна Вишнякова.

Профессор Фриман начал свое выступление с описания важных исторических событий, которые сформировали политические отношения между странами. Так, он подчеркнул, что китайско-американские дипломатические отношения начались в 1970-х годах с так называемой «дипломатии пинг-понга» и последующего визита президента Никсона в Пекин в 1972 году, который ознаменовал конец изолированности Китая от мировых рынков.

Эксперт также отметил, что нынешняя пандемия и торговые войны не случились внезапно: Китай и США имеют длинную историю событий, вызвавших напряженность между странами. Первым важным событием стали протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, которые получили огромное внимание в мировых СМИ, особенно в США, несмотря на заявления Китая о внутреннем характере протестов. Следующим важным моментом был назван профессором кризис в Тайваньском проливе 1996 года, включавший военные действия США и Китая, а также так называемую «дипломатию мускулов» (также известную как «дипломатия кораблей») США. Отношения между странами вновь усугубились во время войны в бывшей Югославии в 1999 году, когда войска НАТО, как утверждалось, случайно разбомбили посольство Китая в Белграде. Последующая стычка произошла в 2001 году, когда американский самолет-шпион столкнулся с китайским самолетом.

До вспышки COVID-19 было определенное сближение США и Китая, вызванное ядерным кризисом в Северной Корее и торговыми сделками, заключенными Дональдом Трампом и Си Цзиньпином, несмотря на множество разговоров о том, что эти сделки хоть и были заключены в рамках свободной торговли, но не являлись справедливой договоренностью. Ставят под сомнения и вопрос о выполнении прописанных условий сделки обоими государствами. До пандемии китайские предприятия часто покупали обанкротившиеся американские компании и были первыми, кто открыл фабрику в США, что стало большой проблемой для американского производства.

Кроме того, в последние годы Китай значительно модернизировал свою армию. По мнению эксперта, в будущем китайские солдаты могут быть вовлечены в войну в Сирии. В настоящее время Китай строит искусственные острова в Южно-Китайском море и размещает там военные базы для наращивания своей военной мощи. Кроме того, китайская армия активно вовлечена в разрешение конфликтов внутри страны, таких как протесты в Гонконге.

В сложившейся ситуации профессор Фриман отмечает четыре основных тенденции. Во-первых, правительственные и деловые институты могут стать потенциальными прецедентами, как это было в случае посольства Китая в Сербии. Второй момент – обмен студентами, который был одним из главных инструментов «мягкой силы» Китая. С началом COVID-19 многие студенты – как китайские, так и американские –вернулись в свои страны и предпочли переждать кризис дома. Третье изменение наблюдается в киноиндустрии: из-за пандемии в 2020 году пришлось отменить выпуск многих фильмов, что в дальнейшем принесет США огромные убытки для всей индустрии, в то время как китайская киноиндустрия, по прогнозам экспертов, будет процветать. Четвертое изменение – это изменение туризма в виду опасений многих туристов проявления расизма и агрессии из-за их происхождения.

Сам вирус является лишь частью картины. США начали масштабную информационную войну в отношении происхождения вируса, официально-зафиксированных случаев распространения и информации о количестве заболевших.  Эта информационная война уже вызвала негативные тенденции в формировании общественного мнения американцев по отношению к Китаю, что может быть использовано американскими политиками на будущих выборах.

Вирус также вызвал изменения в политических альянсах. По словам эксперта, в будущем следует ожидать формирования двух лагерей. Исторические альянсы будут преобразованы под руководством новых могущественных государств, таких как Индия, Южная Корея и Израиль. Это может стать важным шагом в китайско-индийском сближении и ослаблении влияния США. Китай с его инвестиционными проектами по всему миру может стать посредником, помогающим предотвратить будущие кризисы.

В конце лекции профессор Фриман дал несколько практических советов странам о том, как предотвратить социальную нестабильность во время глобальных кризисов:

-         Странам следует поддерживать стратегические запасы, чтобы их было достаточно в случае чрезвычайной ситуации;

-         Необходимо найти механизм совмещения общественных и военных учений по экстренному реагированию, чтобы люди научились вести себя в случае гражданской чрезвычайной ситуации;

-         Необходимо осуществлять надзор за иностранными инвестициями не только по их происхождению, но и по месту их инвестирования;

-         Необходимо планировать будущий прирост населения за счет репатриации выехавших до коронавируса.

После лекции профессор Фриман ответил на вопросы экспертов и студентов ВШЭ.

Видео доступно по ссылке: https://youtu.be/JaqA9hCsryY