• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115

Телефон: +7(495)772-95-90 *23171

e-mail: irs@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Волосюк Ольга Виленовна
Заместитель руководителя Канаев Евгений Александрович
Менеджер департамента Хитева Александра Сергеевна
Помощник руководителя Садыгзаде Мурад Салех Оглы
Координатор проектной деятельности студентов Имамкулиева Эльмира Эльмановна

Наши партнеры

Глава в книге
К вопросу оптимизации преподавания арабского языка студентам неязыковых специальностей
В печати

Боднар С. Н.

В кн.: Межкультурная парадигма лингвообразования: теоретические аспекты и технологические решения. М.: Языки народов мира, 2023.

Препринт
Военно-политическое присутствие США на Южном Кавказе

Энтина Е. Г., Давранова С. Б., Мелоян Т. Х. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21/2023/01. Издательский Дом НИУ ВШЭ, 2023. № 2692.

Лекция Хамид Аит Эль Каид: «Марокканский ответ на COVID-19: проблемы и перспективы»

В четверг, 18 июня, состоялось мероприятие в рамках серии онлайн семинаров «Актуальные вопросы региональных исследований» департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ на тему: «Марокканский ответ на COVID-19: проблемы и перспективы». С лекцией выступил независимый политический обозреватель Хамид Аит Эль Каид. Модератором и организатором встречи была Вера Владимировна Вишнякова, руководитель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

В начале лекции эксперт проанализировал текущую ситуацию с коронавирусом в Марокко: по состоянию на 18 июня в Марокко было зафиксировано 9042 случая, 7960 выздоровевших, 213 погибших и 830 активных случая. Активным случаем считается прохождение лечения в больницах в данный момент. Марокко входит в число стран с самым низким уровнем смертности из-за строгих правительственных мер и специального протокола Министерства здравоохранения, который позволил удержать под контролем распространение инфекции, а также спустя время дал людям возможность постепенно вернуться к работе и прежней жизни.

Успех Марокко заключается в разностороннем реагировании: на ранних этапах эпидемии король Мухаммед VI вместе с премьер-министром Саадеддином Османи, министром внутренних дел, министром здравоохранения и сотрудниками служб безопасности разработал план мер реагирования на пандемию и подготовки к худшим возможным вариантам развития событий. Министерству здравоохранения удалось за короткое время мобилизовать все силы, было потрачено 2 миллиарда марокканских дирхамов на покупку нового медицинского оборудования. Более того, были построены две военные больницы, одна из которых, расположенная в Касабланке, стала самой большой больницей в Африке, установленной всего за 2 недели. Министерство здравоохранения смогло обеспечить не только тестирование граждан на наличие вируса, но и транспортировку в пункты тестирования.

Хамид Айт Эль Каид также отметил высокий уровень взаимодействия с общественностью. Правительство использовало социальные сети для распространения кампаний по информированию людей о мерах предосторожности и угрозах вируса. Кроме того, волонтерами было запущено приложение под названием «Наша защита», которое позволяет отслеживать пользователей с COVID-19. Это приложение привлекло общественное внимание не только в Марокко, но и в странах Европы и Ближнего Востока. Волонтеры также работали вместе со СМИ на улицах, информируя людей о необходимости оставаться дома.

Эксперт также рассмотрел правовые аспекты пандемии. 19 марта правительство объявило в стране чрезвычайное положение, которое было продлено до июня. Одновременно с этим были закрыты все общественные места, такие как школы, мечети и кафе. Правительство приняло серьезные меры, чтобы люди оставались дома. Так, был установлен денежный штраф в размере 30-130 евро за нарушение самоизоляции. К ответственности привлекались и те, кто распространял фальшивые новости о коронавирусе.

В начале карантина маски не были обязательными, но вскоре число случаев заражения резко увеличилось, поэтому государство было вынуждено запретить людям выходить на улицу без средств индивидуальной защиты. Эксперт отметил, что правительство, однако, не было хорошо подготовлено к кризису: некоторые решения не были заранее спланированы, что, в частности, в случае с защитными масками, вызвало их нехватку, а затем и общественное недовольство. Хотя стоит сказать, что позже текстильная промышленность адаптировалась к новым потребностям рынка.

Эксперт отметил, что, несмотря на относительно небольшое количество новых случаев в Марокко, еще слишком рано говорить о снятии ограничений. Меры должны быть смягчены постепенно, учитывая в первую очередь географический фактор: сначала ограничения следует снять в регионах, где в течение длительного периода времени не были зафиксированы новые случаи заболевания, а также должны учитываться возраст и состояние здоровья людей. Однако государство должно быть готово вновь мобилизовать силы в любой момент в случае второй волны коронавируса или кризисной ситуации в стране.

Хамид Айт Эль Каид описал также социально-экономические аспекты превентивных мер Марокко. Из-за чрезвычайного положения люди не могли ходить на работу, поэтому были введены финансовые послабления от Центрального банка Марокко. Правительство использовало 3 миллиарда долларов США, взятые у МВФ в кредит на 5 лет, а недавно подобная сумма была запрошена и у Всемирного банка.

Король Марокко создал специальный чрезвычайный фонд в 10 миллиардов дирхамов (1 миллиард долларов США), который должен внести вклад в инфраструктуру здравоохранения и поддержать наиболее пострадавшие секторы экономики, малый бизнес и предпринимателей.

Для контроля за распределением государственных средств был создан Наблюдательный комитет, который следил за выплатой компенсаций. Схема компенсации доступна на онлайн-платформе, где каждый может запросить сумму выплат в зависимости от того, к какой категории граждан он относится: в первую категорию с выплатой в 2 тысячи дирхамов входят те, у кого есть социальное страхование; ко второй относятся граждане с планом медицинской помощи, которым полагается выплата в 1 тысячу. Более того, правительство приостановило оплату всех налогов и отложило банковские платежи и кредиты.

Что касается образования, то 13 марта все школы и университеты были закрыты с дальнейшим переходом на онлайн-обучение. Государство создало специальную бесплатную платформу электронного обучения для учеников и студентов; общественные каналы и радио транслировали уроки для всех уровней образования. Некоторые учителя также записывали занятия на YouTube. Тем не менее, учащиеся из сельской местности, которые не имели доступа к Интернету, не могли использовать эту возможность и, таким образом, были исключены на время пандемии из системы образования. Для таких студентов правительство распространяло книги по трем основным предметам – французскому, арабскому и математике для самостоятельного изучения и отменило все региональные экзамены, позволяя студентам сдавать только государственный выпускной экзамен. Но не только ученики в сельской местности столкнулись с трудностями, у некоторых учеников частных школ были проблемы с регулярными ежемесячными платежами, которые школы не отменили даже в период пандемии. Ситуация накалилась, что вынудило Министерство образования призвать обе стороны к переговорам.

Осознавая новые проблемы, вызванные пандемией, правительство начало спонсировать медицинские исследования и исследовательские программы в различных сферах.

Эксперт высоко оценил работу гражданского общества и волонтеров. Если в мирное время отношения между гражданским обществом и правительством были натянутыми, то во времена кризиса им обоим удавалось сотрудничать и работать на благо общих целей с самых первых дней. В дополнение к ранее упомянутой работе на улицах люди предоставляли помощь и жилье своим соседям, друзьям и туристам, которые не могли вернуться на родину. Некоторые люди делились своим Интернетом со студентами, чтобы они продолжали учиться.

Однако помимо качественных мер реагирования, Марокко столкнулось с рядом проблем, которые будут иметь серьезные последствия в будущем. Основными являются социально-экономические проблемы, так как карантин негативно повлиял на экономику страны: миллионы людей стали безработными, а сотни предприятий обанкротились и закрылись. Марокко сильно зависит от экономических связей с ЕС: страна экспортирует сельскохозяйственную продукцию и текстиль в ЕС и получает большую часть своих прямых иностранных инвестиций из европейских стран. Больше всего от COVID-19 пострадала индустрия туризма: за первые четыре месяца 2020 года она сократилась на 45% по сравнению с предыдущим годом, бронирование отелей сократилось на 43%, и в мае-июне было закрыто 95% отелей.

Система онлайн-образования была раскритикована экспертами из-за невозможности студентами с низким доходом из сельских районов позволить себе необходимые для обучения материалы и технику. Это создало огромное неравенство студентов.

Эксперт ожидает, что в будущем правительство изменится и большая часть расходов будет направлена на здравоохранение и образование, особенно в менее развитых регионах, вместо финансирования таких «хрупких» секторов, как туризм.

Хамид Айт Эль Каид пришел к выводу, что ввиду географического положения Марокко и его соединения с Африкой и Европой было необходимо отреагировать на пандемию быстро и правильно. Исключительные меры правительства помогли избежать худшего сценария, люди в целом были удовлетворены этими мерами, а также коммуникационными стратегиями, выбранными страной для информирования граждан. Тем не менее, проблемы Марокко являются серьезными и не могут быть преодолены в короткие сроки. После пандемии эксперт ожидает увидеть новое государство, главным приоритетом которого станет развитие образования и медицины.

Видеозапись доступна по ссылке: https://youtu.be/dZ2xcFM3MoU