• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Корейский язык: Базовый курс. 2-е изд.

Ю Ч. Е., Хохлова Е. А., Бакланова М. А.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

Статья
Shanghai Cooperation Organization and BRICS Pivotal Shifts in Saudi Arabia’s Look East Foreign Policy

Seyedi Asl S., Sadygzade M., Alamdari S. Z.

Journal of Social Studies. 2025. Vol. 11. No. 1. P. 1-7.

Глава в книге
Монголия как объект соперничества великих держав

Кушхов Б. Х., Лузянин С. Г.

В кн.: "Новая холодная война" в Азии. Глобальное и региональное измерение. Аспект Пресс, 2025. С. 127-144.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Исламский банкинг в теории: банки и реальная экономика

В субботу, 28 ноября, в рамках постоянно действующего онлайн-семинара «Актуальные вопросы региональных исследований» департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с Рамезаном Али Марви, доцентом кафедры экономики Университета Алламе Табатаби, на тему «Исламский банкинг в теории: банки и реальная экономика».

Участников и спикера приветствовала руководитель департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ факультета мировой экономики и мировой политики Вера Владимировна Вишнякова. Модератором встречи была Эльмира Эльмановна Имамкулиева. Университет Алламе Табатаби – новый партнер НИУ ВШЭ, и представители департамента надеются на плодотворное сотрудничество в проведении исследований в области экономики, социальных и политических проблем. Представитель Университета Алламе Табатаби, присутствовавшая на встрече, также выразила стремление к развитию отношений с НИУ ВШЭ.

Докладчик начал свою лекцию с фундаментальных понятий исламской банковской системы, объяснив, как вера связана с законом и как этот закон (шариат) влияет на экономическую деятельность людей. Он назвал 6 основных принципов исламского банкинга:

  1. Запрещение заранее определенного погашения кредита в виде процентов (риба);
  2. Распределение прибыли и убытков, лежащее в основе исламской финансовой системы;
  3. Заработок денег на деньгах недопустим, поскольку все финансовые операции должны быть обеспечены активами;
  4. Запрет на спекуляции;
  5. Допускаются только контракты, утвержденные шариатом;
  6. Святость контрактов.

Рамезан Али Марви дал определение исламского банка как депозитного учреждения, которое способствует посредничеству между вкладчиками и инвесторами и управляет платежными и клиринговыми системами (EFTPOS, карты, BRAT и т. Д.). В соответствии с этими ограничениями запрещаются риба (проценты, ростовщичество), харар (чрезмерная неопределенность) и харам (недопустимые действия). Исламский банк делает акцент на производительности и реальной экономической деятельности клиента, а не на его кредитоспособности.

Другим важным вопросом, поднятым профессором Рамезаном, был майсир (азартные игры). Это относится к любой деятельности, связанной со ставками, когда победитель принимает ставки, а проигравший проигрывает свою ставку. Однако в случае, если участники испытывают удачу и ничего не проигрывают, не выиграв, допускается.

В конце своего выступления спикер заметил, что исламская банковская система не исключает идеи рынка, а вместо этого обеспечивает условия для справедливой торговли и конкуренции, поддерживаемые законом. 

Видеозапись доступна по ссылке: https://youtu.be/r_EGLfYITXY