• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Развитие центров хранения и обработки данных как направление цифрового регионализма на примере государств Индокитая

Канаев Е. А.

В кн.: Страны Индокитая в АСЕАН: ключевые аспекты развития. ИКСА РАН, 2024. С. 234-246.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Российско-американские отношения в период администрации Дж. Байдена: «разрядка» или новая «холодная война»

21 декабря 2021 года департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в рамках серии онлайн-семинаров «Актуальные вопросы региональных исследований» организовал встречу со Львом Марковичем Сокольщиком, кандидатом исторических наук, научным сотрудником ЦКЕМИ и доцентом департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Тема встречи: «Российско-американские отношения в период администрации Дж. Байдена: «разрядка» или новая «холодная война».

Модератором мероприятия выступила Вишнякова Вера Владимировна, руководитель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Эксперт рассказал о внешнеполитических условиях, в которых приходится действовать новой администрации США, рассмотрел наиболее проблемные вопросы в российско-американских отношениях и представил вероятный сценарий их развития.

Было отмечено, что администрацией Дж. Байдена сделаны первые, пусть даже риторические попытки вернуть США с пути изоляционизма на позиции мирового лидера. Однако ввиду множества вызовов, существующих в международной среде, США вынуждены адаптироваться к меняющимся условиям. Официальные лица страны оценивают состояние международной системы как кризисное, уделяют много внимания соперничеству демократии и авторитаризма в глобальном масштабе. В этом контексте КНР и РФ рассматриваются как соперники, однако именно Китай является главным конкурентом, в то время как нашей  стране отводится роль «мультипликатора» китайской силы, который необходимо сдерживать.

Докладчик отметил различия в подходах американской политической элиты к выстраиванию отношений с Россией. Так, республиканцы считают нашу страну ключевым геополитическим оппонентом, в то время как демократы отмечают наличие еще и идеологического противоборства. В связи с этим между Россией и США существует категорическое несогласие по поводу роли Украины на постсоветском пространстве. Вашингтон позиционируют ее как форпост демократии в регионе и оказывают всяческую поддержку, тогда как Россия выступает против вмешательства США в зону собственных национальных интересов.

Санкционное давление также не способствует улучшению отношений между РФ и США. Так, были приведены данные, свидетельствующие о том, что Россия теряет из-за санкций примерно 1.5-2% ВВП в год. Законодательная база под вводимыми США ограничениями делает их практически необратимыми. Поэтому американская позиция в этом вопросе вряд ли изменится.

Л.М.Сокольщик обратил внимание слушателей на перемены в климатической политике  США. Одним из первых решений новой администрации стало возвращение в Парижские соглашения. США на данный момент активно декларируют «зеленые» инициативы и проявляют готовность сотрудничать в этой сфере с другими странами, в том числе и с Россией. Темами для диалога, по мнению докладчика, могут стать противодействие изменению климата в Арктике, исследования по сохранению ее биоразнообразия, борьба против выбросов метана, связанных с таянием ледников. Однако такие перспективы может свести на нет потенциальный рост военного напряжения в регионе.

Таким образом, отношения между странами можно охарактеризовать как конфронтационные. Вероятнее всего, американская политика по сдерживанию России будет продолжена. Однако, как предположил Л.М.Сокольщик,  США скорее всего окажутся готовы пойти на прагматичный диалог с Россией ради сотрудничества в решении глобальных проблем.