• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115

Телефон: +7(495)772-95-90 *23171

e-mail: irs@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Волосюк Ольга Виленовна
Заместитель руководителя Канаев Евгений Александрович
Менеджер департамента Хитева Александра Сергеевна
Координатор проектной деятельности студентов Имамкулиева Эльмира Эльмановна
Помощник руководителя Садыгзаде Мурад Салех Оглы

Наши партнеры

Глава в книге
Successful Practices of Artificial Intelligence Technologies in Educational Activities

Kharina O.

In bk.: Towards a Hybrid, Flexible and Socially Engaged Higher Education. Proceedings of the 26th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2023), Volume 1. Iss. 1. Cham: Springer, 2024. P. 511-519.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Индия - бюджет 2022/23 как шаг к мировому экономическому лидерству

21 февраля 2022 года департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в рамках постоянно действующего онлайн семинара «Актуальные вопросы региональных исследований» провел встречу с MBA Чикагского университета, кандидатом экономических наук, специалистом по вопросам социально-экономического развития Индии Александром Лопатиным.

Индия - бюджет 2022/23 как шаг к мировому экономическому лидерству

Модератором мероприятия стал Садыгзаде М.С., приглашенный преподаватель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Александр Лопатин начал свое выступление с тезиса об амбициозных экономических планах руководства Индии. Было отмечено, что в период правления Нарендра Моди государство поставило перед собой цель достигнуть беспрецедентного для национальной экономики оборота в 5 трлн. долл. к 2025 году. Однако, из-за пандемии ныне реальные перспективы достижения этих показателей сдвинулись, по мнению лектора, на 2027 год.

Слушателям был представлен исторический обзор эволюции индийского государственного подхода в отношении экономических ориентиров с конца ВМВ. Упоминался «бомбейский план», наметивший основные стратегические перспективы развития индийской экономики в послевоенный период. Докладчик детально разъяснил архитектуру этой экономической программы: межотраслевой баланс, жёсткие ограничения в валютных операциях, высокий уровень государственного вмешательства в экономику, регулирование цен. Кризис системы наметился в начале последнего десятилетия XX в. Он спровоцировал либерализацию валютного законодательства, упрощение получения лицензий в промышленном производстве, открытие «окна» для потока иностранных инвестиций.  Наконец, были сформулированы современные концептуальные принципы подхода Нью-Дели к собственной экономике, ставшие серьезным фактором в 2015 г. начала 3-й стратегии роста. Сущность их заключалась, прежде всего, в переходе на управление экономикой Индии как корпорацией: отказ от планирования и выбор в пользу реализации конкретных, четко определенных проектов.

Лектор также выявил предпосылки, ведущие к реальности удвоения ВВП. Ими стали увеличение численности населения, а также потенциальный рост показателей продуктивности рабочей силы, связанный с тем, что 2/3 населения страны младше 35 лет. Положительное влияние на экономическое развитие также оказывают упрощённая система налоговой отчётности,  внедрение прозрачных налоговых схем,  налоговые преференции для стартапов, а также развитие цифровой сети по всей стране. Помимо этого, курс на взаимодействие центрального правительства с регионами позволяет формировать удобное для всех агентов финансирование проектов.

Автор дал характеристику современной экономической ситуации в Индии. Так, основу ВВП страны составляет сельское хозяйство и промышленность. При этом происходит активное взаимодействие  частного и государственного секторов. Налоги, увеличившись в абсолютном отношении, в процентном к ВВП остаются на дореформенном уровне, то есть без фактического увеличения налогового бремени государству удалось создать прозрачную налоговую систему. Государственные расходы идут на развитие целевых программ.

В конце лекции слушатели ознакомились с траекторией индийской экономики в области стратегических перспектив. Главной тенденцией здесь является далеко идущий расчет на автаркию в конкретных приоритетных секторах, а также на развитие экспортного потенциала. Индия концентрируется на наращивании внутреннего и внешнего рынка, а также на занятии передовых позиций в мировом технологическом прогрессе. Основой для этого станет сельское хозяйство, где государство уже налаживает диалог гибко реагируя на запросы фермеров. Предпочтения в этом отношении также отдают текстильной промышленности, фармацевтике, сфере интеллектуальной собственности. Такой выбор обусловлен высокой развитостью частных индийских компаний в этих отраслях. В завершение А.Лопатин отметил, что главными достоинствами подхода руководства страны к экономике стали государственно-частное партнерство, развивающее уже в известной степени успешные инициативы, а также проекто-ориентированный подход, который сфокусирован  на согласовании сроков и бюджета проекта, а также назначении конкретного  чиновника, несущего за него ответственность. 

После лекции у слушателей была возможность задать вопросы. Наибольший интерес вызвала проблема безопасности персональных данных в высокотехнологичном секторе экономики Индии, а также  экологическая составляющая экономического роста страны.