Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115
Телефон: +7(495)772-95-90 *22776
Ю Ч. Е., Хохлова Е. А., Бакланова М. А.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Revista de Obras Públicas. Spain. 2024. No. 3651, Jul / Ago. P. 67-73.
Лузянин С. Г., Кушхов Б. Х.
В кн.: "Новая холодная война" в Азии. Глобальное и региональное измерение. Аспект Пресс, 2025.
Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.
Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.
Департамент зарубежного регионоведения — научно-исследовательский и образовательный центр, призванный возродить зарубежное регионоведение в России как область научного исследования и профиль подготовки специалистов.
Ведущие профессора мирового масштаба, осуществляющие научную, образовательную деятельность в рамках департамента, нацелены на воспитание нового поколения регионоведов и развитие собственной научной школы. В работе департамента задействованы уникальные специалисты-практики - профессионалы высокого уровня, знатоки отдельных регионов и стран.
Модератором мероприятия стал Садыгзаде М.С., приглашенный преподаватель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Александр Лопатин начал свое выступление с тезиса об амбициозных экономических планах руководства Индии. Было отмечено, что в период правления Нарендра Моди государство поставило перед собой цель достигнуть беспрецедентного для национальной экономики оборота в 5 трлн. долл. к 2025 году. Однако, из-за пандемии ныне реальные перспективы достижения этих показателей сдвинулись, по мнению лектора, на 2027 год.
Слушателям был представлен исторический обзор эволюции индийского государственного подхода в отношении экономических ориентиров с конца ВМВ. Упоминался «бомбейский план», наметивший основные стратегические перспективы развития индийской экономики в послевоенный период. Докладчик детально разъяснил архитектуру этой экономической программы: межотраслевой баланс, жёсткие ограничения в валютных операциях, высокий уровень государственного вмешательства в экономику, регулирование цен. Кризис системы наметился в начале последнего десятилетия XX в. Он спровоцировал либерализацию валютного законодательства, упрощение получения лицензий в промышленном производстве, открытие «окна» для потока иностранных инвестиций. Наконец, были сформулированы современные концептуальные принципы подхода Нью-Дели к собственной экономике, ставшие серьезным фактором в 2015 г. начала 3-й стратегии роста. Сущность их заключалась, прежде всего, в переходе на управление экономикой Индии как корпорацией: отказ от планирования и выбор в пользу реализации конкретных, четко определенных проектов.
Лектор также выявил предпосылки, ведущие к реальности удвоения ВВП. Ими стали увеличение численности населения, а также потенциальный рост показателей продуктивности рабочей силы, связанный с тем, что 2/3 населения страны младше 35 лет. Положительное влияние на экономическое развитие также оказывают упрощённая система налоговой отчётности, внедрение прозрачных налоговых схем, налоговые преференции для стартапов, а также развитие цифровой сети по всей стране. Помимо этого, курс на взаимодействие центрального правительства с регионами позволяет формировать удобное для всех агентов финансирование проектов.
Автор дал характеристику современной экономической ситуации в Индии. Так, основу ВВП страны составляет сельское хозяйство и промышленность. При этом происходит активное взаимодействие частного и государственного секторов. Налоги, увеличившись в абсолютном отношении, в процентном к ВВП остаются на дореформенном уровне, то есть без фактического увеличения налогового бремени государству удалось создать прозрачную налоговую систему. Государственные расходы идут на развитие целевых программ.
В конце лекции слушатели ознакомились с траекторией индийской экономики в области стратегических перспектив. Главной тенденцией здесь является далеко идущий расчет на автаркию в конкретных приоритетных секторах, а также на развитие экспортного потенциала. Индия концентрируется на наращивании внутреннего и внешнего рынка, а также на занятии передовых позиций в мировом технологическом прогрессе. Основой для этого станет сельское хозяйство, где государство уже налаживает диалог гибко реагируя на запросы фермеров. Предпочтения в этом отношении также отдают текстильной промышленности, фармацевтике, сфере интеллектуальной собственности. Такой выбор обусловлен высокой развитостью частных индийских компаний в этих отраслях. В завершение А.Лопатин отметил, что главными достоинствами подхода руководства страны к экономике стали государственно-частное партнерство, развивающее уже в известной степени успешные инициативы, а также проекто-ориентированный подход, который сфокусирован на согласовании сроков и бюджета проекта, а также назначении конкретного чиновника, несущего за него ответственность.
После лекции у слушателей была возможность задать вопросы. Наибольший интерес вызвала проблема безопасности персональных данных в высокотехнологичном секторе экономики Индии, а также экологическая составляющая экономического роста страны.