• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Корейский язык: Базовый курс. 2-е изд.

Ю Ч. Е., Хохлова Е. А., Бакланова М. А.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

Статья
Agustín de Betancourt en Rusia: encuentros y destinos

Volosyuk O. V.

Revista de Obras Publicas. 2024. No. 3651, Jul / Ago. P. 67-73.

Глава в книге
Монголия как объект соперничества великих держав

Лузянин С. Г., Кушхов Б. Х.

В кн.: "Новая холодная война" в Азии. Глобальное и региональное измерение. Аспект Пресс, 2025.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Китай в «эпоху Си Цзиньпина»

1 декабря 2022 года департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ провел заседание секции «Китай в «эпоху Си Цзиньпина» в рамках IV Международной конференции «Мировое большинство в современных международных реалиях: от фрагментации к новой институциональности».

Модератор С.Г. Лузянин (д.и.н., проф. департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ, профессор кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД РФ) обозначил общую проблематику секции: место и роль Китая в глобальных и региональных системах международных отношений, ключевые внутренние итоги развития КНР (ХХ съезд КПК, борьба с COVID 19 и др.), внешнеполитические инициативы (Один Пояс и Один Путь) и проекты, российско-китайские отношения на современном этапе.

А. В. Лукин (д.и.н., проф. руководитель департамента МО НИУ ВШЭ, директор Центра Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ, научный руководитель Института Китая и Современной Азии РАН/ ИКСА РАН) в своем выступлении «Итоги ХХ съезда КПК и проблемы китайско-американской «расцепки / decoupling», сконцентрировался на коренных различиях мотивов США и Китая; на проблемах китайско-американских геополитических и идеологических противоречий. Докладчик отметил, что цель Китая – создать ведущую мировую социалистическую державу без открытой конфронтации с США на военном уровне.

А.Н. Карнеев (к.и.н., проф., руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ) в выступлении «Роль Китая в системе «Запад – Восток» определил основные факторы и пути возвышения КНР и возвышения Азии в целом. Докладчик, ссылаясь на работы известного китайского ученого Джастина Ифу Линя, отметил, что Китай не строит свое развитие в угоду США, что стабильность может наступить только, когда подушевой ВВП КНР достигнет половины от американского, когда США не будут иметь технологического отрыва. Одна из важнейших задач «великого возрождения китайской нации», отметил А.Н. Карнеев, — это адаптация Китаем иностранных технологий и экономическое соревнование в течение 10–15 лет с США.

Е.Н. Пашенцев (проф., д.и.н., в.н.с. Центра цифровых исследований ИАМП Дипломатической Академии МИД РФ) обратил внимание на проблему технологических измерений развития Китая, отметив, что в плане дальнейшего развития высокотехнологических рынков Китай будет неизбежно отходить от США, а в борьбу за технологии будет активнее включаться Индия. Докладчик сделал вывод о том, что Китай делает основную ставку на сове независимое технологическое развитие.

М.В. Карпов (к.и.н., доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ) в сообщении «Экономические параметры развития современного Китая», анализируя специфику сложившейся китайской экономической модели, отметил, что в КНР сложился вариант государственного социализма, при этом, реального перехода к рынку пока не наблюдается, но есть интеграция элементов рыночной экономики в систему бюрократического управления. Спикер подчеркнул, что политика Си Цзиньпина – это, по его мнению, пока не очень эффективная попытка переформатировать модель Дэн Сяопина, избавиться от диспропорций социально-экономического развития, накопленных за последние 25 лет. Ключевые текущие задачи Китая, отметил М. В. Карпов, связаны с уходом из ковидных ограничений и поиском новых стимулов роста.

И.Ю. Зуенко (к.и.н., доцент кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД РФ) в докладе «Поворот России в Китай и проблемы российско-китайских трансграничных отношений»  обозначил параметры российского «поворота» на Восток, которые не ограничиваются только Китаем, но и вбирают страны Корейского полуострова, Японию, ЮВА, Индия и др. И.Ю. Зуенко выделил ряд ключевых тенденций в российско-китайской региональной повестке: тенденцию к централизации сотрудничества; концептуализацию повестки кооперации под эгидой китайских концептов (Пояс и Путь); усиление трансграничных транспортных проектов (мосты через Амур); интенсификацию трансграничных процессов в связи с изменением курса рубля и др. Одновременно докладчик обозначил и проблемы: большое количество пустых проектов для поддержания позитивной повестки; периферийный характер взаимодействия; усиление закрытости Китая; неудовлетворительное техническое состояние погранпереходов на российской стороне.

П. В. Кузнецов (исполнительный директор Международного фонда инвестиционного сотрудничества, советник директора Института Китая и Современной Азии РАН/ ИКСА РАН) в выступлении «Зачем нам новый «поворот» и что делать с предыдущим?»  осветил блок практических вопросов усиления российско-китайского сотрудничества, включая оптимизацию деятельности Территорий Опережающего Развития (ТОР) на Дальнем Востоке, создание рабочих мест под китайские и иные проекты (17 тысяч вместо 100 тысяч заявленных), проблемы невысокой инновационной отдачи проектов и низкого технологического уровня и др. Докладчик подчеркнул, что за Китай российскому бизнесу необходимо бороться, поскольку там сложился высококонкурентный рынок, развивать привлекательность российской экономики для китайского бизнеса.

Ниведита Капур (научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ) в своем докладе «Индийский взгляд на российско-китайские отношения: проблемы и возможности» выделила следующие ключевые идеи и положения: а) изменение взглядов Индии на Китай и наоборот, и это влияет на то, как Индия взаимодействует с другими странами; б) стабильность оказалась под угрозой из-за того, что мир изменился и из-за того, как Индия и Россия видят угрозы своим позициям. Индия считает, что Китай является основным стратегическим соперником, и России не следует недооценивать этот сдвиг; в) все вопросы вместе взятые приводят к изменению: Китай стремится доминировать в Азии и не потерпит там Индии. Индия обращается к США как к балансиру. Чтобы сбалансировать Китай, она также смотрит на другие отношения, в том числе и на Россию. Для Индии Азиатско-Тихоокеанский регион имеет решающее значение, и она не может отказаться от этого региона.

По итогам выступлений модератор С.Г. Лузянин провел дискуссионную сессию, в ходе которой выявились противоположные подходы по оценкам и характеру китайской экономической модели. Часть исследователей (Пашенцев П.В., Карнеев А.Н.) считают, что конвергенция и интеграция «либерального» и «социалистического» укладов происходит, что мы имеет новое качество китайской экономики, другие (М. В. Карпов), что реального синтеза нет и частичная либерализация в нынешней китайской структуре невозможна. По другим ключевым вопросам – характеру и перспективам китайско-американских отношений, итогам ХХ съезда КПК, возможностям и проблемам российско-китайского партнерства, включая региональные аспекты, были высказаны схожие оценки и подходы. С.Г. Лузянин подвел итоги секции, выразив благодарность всем участникам.