• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Долгое эхо 1999.

Энтина Е. Г., Бондарев Н. В., Пророкович Д. и др.

М.: Зебра Е, 2024.

Статья
Гармонизация с санкционной политикой ЕС: оценка последствий для Исландии

Давранова С. Б.

Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2024. Т. 19. № 4. С. 27-35.

Глава в книге
Начало «колониального способа производства»: аграрная экономика колониальной Кореи в 1910-1920-х гг.

Терехин Н. Н.

В кн.: Китай и соседи. Сборник материалов 9-й всероссийской научной конференции молодых востоковедов. СПб.: Art-xpress, 2024. С. 140-147.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Онлайн семинар «Что означает поездка Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию?»

19 декабря в рамках онлайн проекта «Об этом стоит поговорить» прошёл очередной онлайн семинар с Действительным Государственным советником РФ первого класса, руководителем сектора исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андреем Глебовичем Баклановым. На семинар был приглашен доктор исторических наук, член Российского совета по международным делам, Президент Фонда поддержки востоковедческих исследований, профессор Сергей Геннадьевич Лузянин.

Во вступительном слове А.Г. Бакланов подчеркнул, что визит лидера КНР в Саудовскую Аравию знаменует становление нового этапа в отношениях между этими странами. Он отметил, что Китай долго присматривался к Саудовской Аравии, и предположил, что теперь начнется реализация более глубокого и тесного сотрудничества. Далее слово было передано гостю встречи, С.Г. Лузянину.

Профессор Лузянин начал с описания исторических предпосылок визита председателя КПК, которые впервые обозначились в 2016 году, когда была опубликована новая стратегическая концепция развития отношений между КНР и арабскими странами в новую эпоху. Тогда же состоялся первый визит Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию, который, однако, был меньшего масштаба нежели визит в 2022 году. С.Г. Лузянин отметил три наиболее важных элемента новой концепции: энергетическая безопасность, реализация инициативы «Один пояс и один путь» и развитие идеи «Сообщества единой судьбы человечества» в регионе Ближнего Востока.

Второй причиной визита является резкий скачок инвестиций в арабские страны со стороны Китая в 2021 году: тогда они возросли до 360% по сравнению с годами, предшествовавшими пандемии коронавируса. Основным объектом инвестиций являлась углеводородная отрасль, но помимо неё Китай вкладывался в транспортные проекты в рамках инициативы «Один пояс и один путь». Тогда внимание Китая больше всего уделялось Ираку, а общий объем торговли со странами региона превысил 200 млрд долларов США.

Третьим не менее важным обстоятельством оказалась активизация китайской внешней политики с неарабскими странами Ближнего Востока. В частности, это беспрецедентный пакет соглашений, заключенный между Ираном и Китаем в 2021 году на сумму свыше 400 млрд долларов США. При этом Иран и Саудовская Аравия являются конкурентами в ближневосточном регионе, поэтому недавний визит китайского лидера может привести как к осложнениям в отношениях с Ираном, так и к новым возможностям, благодаря стратегическому сотрудничеству с обеими странами.

Далее С.Г. Лузянин перешел к подробному анализу результатов состоявшегося визита. Во-первых, были заключены 34 инвестиционных соглашения на общую сумму 29,2 млрд долларов США, причем эти соглашения касаются не только углеводородов, но и «зеленой» энергетики, информационных технологий, транспортных и строительных проектов. Соглашения также касаются военно-технического сотрудничества между обеими странами. Кроме того, соглашения углубили тренд на развитие инициативы «Один пояс и один путь» уже в Саудовской Аравии.

Во-вторых, Си Цзиньпин сделал два важных заявления на саммите ССАГПЗ и китайско-арабском саммите. Первое заявление касалось возможности создания КНР и странами Персидского Залива зоны свободной торговли, а второе – об увеличении поставок нефти из Саудовской Аравии и оплате этих поставок юанями. Кроме того, было озвучено предложение о совместном поиске и разработке углеводородных месторождений. Также будут созданы Инвестиционный совет и Центр ядерной безопасности.

Подводя итоги визита и проведенных саммитов, можно выделить 8 основных сфер сотрудничества Китая со странами Ближнего Востока: 1) энергетическая безопасность, 2) продовольственное сотрудничество и безопасность, 3) здравоохранение, 4) «зелёные» инновации, 5) экологическая безопасность, 6) военно-техническое сотрудничество и оборона, 7) транспортное сотрудничество в рамках «Одного пояса и одного пути», 8) гуманитарное и культурное сотрудничество.

Таким образом, Китай в своей стратегии сформировал три основных направления отношений со странами региона. Первое направление– двустороннее углубленное сотрудничество между Китаем и Саудовской Аравией. Такая линия поведения представляет собой вызов для США как основному союзнику Саудовской Аравии, т.к. обозначается переход с «нефтедолларов» на «нефтеюани».

Второе направление – субрегиональное сотрудничество на основе саммитов ССАГПЗ и Лиги арабских государств с участием Китая. На этом уровне основным проектом является реализация инициативы «Одного пояса и одного пути». Кроме того, укрепление партнерства между Китаем и такими лидерами региона как Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ может нанести чувствительный удар по интересам США, как ведущему партнеру этих арабских стран. Сейчас по оценкам Китая с их стороны в экономику региона вложено более 300 млрд долларов США.

Третье направление – геополитический формат отношений между Китаем и странами региона. За последние 5-7 лет в результате развития «Одного пояса и одного пути» и двухсторонних проектов на Ближнем Востоке сложилась группа государств, лояльно относящихся к Пекину. Профессор Лузянин предложил в качестве исторической аналогии механизм влияния СССР на Ближнем Востоке, со скидкой на отсутствие идеологических претензий. Помимо экономических предпосылок, такое лояльное отношение стран региона обуславливается также китайской политики невмешательства во внутренние дела государств, что для монархических и авторитарных режимов выглядит более приемлемым, нежели критика со стороны США по вопросу нарушений прав человека. При этом сам Пекин открыто не позиционирует свою политику в отношении региона как направленную против США.

Сейчас текущую стратегию Китая и её первые успехи нельзя назвать демонтажом позиций США в регионе, однако очевидно, что это обостряет конкуренцию между глобальными державами. С.Г. Лузянин предполагает, что в текущий момент Китай пытается осторожно стать посредником, сотрудничая с различными, в том числе конкурирующими между собой, странами региона. Тем не менее, текущая политика нацелена в первую очередь именно на углубление экономического и технологического сотрудничества.

В качестве вывода профессор Лузянин говорит о системном и комплексном вхождении Китая в регион на длительное время. В результате экономической дипломатии Китаю удалось оспорить традиционное партнерство между ведущими странами Персидского Залива (Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар) и США. Тем не менее, пока нельзя назвать текущие успехи Китая на этом направлении демонтажом сложившейся системы, и скорее всего в следующем 2023 году США предпримут ответные меры по укреплению своих интересов в ближневосточном регионе.

Данное мероприятие организовано при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2022 году.