Отчет о проведении опроса о преподавании английского языка на факультете
Комитет по качеству образования Студенческого совета факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ провел опрос среди студентов факультета с целью узнать их мнение по поводу преподавания английского языка.
В опросе участвовало 172 респондента: 58 с программы «Международные отношения», 56 с программы «Востоковедение», 37 с программы «Мировая экономика», 17 с программы «Экономика и политика в Азии» и 4 с программы «Международные отношения» совместно с Лондонским университетом.
Все вопросы можно разделить на три категории. Первая касается осведомленности студентов об организационных моментах, связанных с преподаванием английского, вторая направлена на выяснение мнений студентов о качестве преподавания английского, а третья затрагивает различные аспекты, связанные с экзаменом в формате IELTS.
Студенты факультета показали средний уровень знаний об основах преподавания английского языка. Если вопрос о статусе английского языка на первых курсах не стал проблемой для студентов всех ОП (правильный ответ на каждой программе дали не меньше 75 процентов студентов), то вопрос о формировании оценки в дипломе вызвал большое количество затруднений. Например, на ОП «Востоковедение» только 37,5 процентов опрошенных знают, как формируется оценка по английскому языку.
По вопросу того, должны ли предметы по английскому языку на первых двух курсах весить реальное количество кредитов, мнение студентов разделилось. Примерно половина считает, что должны, другие же выступают за сохранение ситуации, когда английский весит 0 кредитов. Для примера приведено разделение ответов на ОП «Востоковедение».
Аспекты
На Международных отношениях и Мировой экономике самым важным предметом считается Business English, на МОЛе – Academic Argumentation.
На МО-Лондон English for special proposes занимает слишком много времени по программе, что не устраивает большинство респондентов. Больше времени студентам хотелось бы уделять обучению написания академических работ.
На Мировой экономике студенты изъявили желание больше уделять времени на Business English и Debate Skills, самым важным аспектом они посчитали Business English.
На Международных отношениях самым важным аспектом для ОП студенты считают Business English.Студенты предлагают сделать английский более узконаправленным и профессиональным; среди предложений - вернуть Political Studies и страноведение, не тратить время на проверку домашнего задания на парах, увеличить объем политической,а не экономической лексики.
Студенты ОП «Востоковедение» просят заменить BE на специализированный предмет «Английский для востоковедов».
Другие замечания
Студенты всех ОП считают, что при преподавании английского языка должно больше внимания уделяться говорению и меньше – чтению.
Многие студенты указывают на то, что учебные материалы по всем аспектам — устаревшие.
Некоторые студенты высказывают недовольство преподавателями, другие, наоборот, говорят о полном доверии преподавательскому составу.
Наиболее негативно студенты относятся к независимому экзамену в формате IELTS. Наряду с этим, по мнению большинства респондентов, занятия в рамках факультатива не способствуют подготовке к экзамену.
Таким образом, преподавание английского языка на факультете по мнению студентов можно назвать в целом удовлетворительным. Респонденты часто высказывали противоположные мнения о его качестве и предлагали изменения, которые могли бы улучшить ситуацию. Безусловно, текущий размер выборки является недостаточным для того, чтобы называть результаты опроса исчерпывающими, однако они позволили выявить основные тенденции и особенности восприятия студента, которые мы постараемся учесть в рамках нашей дальнейшей работы. Мы планируем использовать результаты опроса для совместного проекта с Комитетом по качеству образования БСС, который продолжит анализировать практику преподавания английского языка, в том числе исследуя результаты студенческой оценки преподавания.
Комитет по качеству образования СС МЭиМП выражает благодарность всем студентам, принимавшим участие в исследовании! Студсовет факультета планирует использовать результаты опроса для совместного проекта с Комитетом по качеству образования БСС, который продолжит исследовать практику преподавания английского языка, в том числе анализируя результаты студенческой оценки преподавания.