• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги встречи студентов с У.П.Стрижак

На прошлой неделе состоялась встреча студентов с академическим руководителем образовательной программы «Востоковедение» Ульяной Петровной Стрижак. В конференции приняло участие более 70 человек, а сама она длилась более трех часов! За это время Ульяна Петровна рассказала о планирующихся изменениях, все студенты получили возможность высказаться и задать свои вопросы.

СОП

В новых учебных планах многое сделано в соответствии с замечаниями студентов, конструктив всегда берется во внимание. СОП – основной инструмент донесения таких отзывов.

В СОП стоит писать не только минусы, но и плюсы, чтобы понимать, что на программе работает хорошо, что действительно нравится студентам и что следует развивать. Например, дисциплина «Корейская литература» всем понравилась, и это стало стимулом для изменений планов других языковых направлений. О дисциплине «Основы предпринимательства в Азии» – замечания о преподавателях были учтены.

Английский язык

В этом году в НИУ ВШЭ в мае была принята новая концепция преподавания английского языка, и ОП «Востоковедение» тоже принимает участие в ее развитии. Официально закреплено, что образовательная программа сама определяет содержание дисциплины «Английский язык». Академический руководитель принимает участие в создании программы для факультета. Наша ОП будет стремиться усилить фокус на востоковедческий компонент. Произойдет увеличение вариативности – появится возможность выбрать факультатив. Например, академическое письмо на 4 курсе тоже станет факультативом, но обязательная часть на 3-5 курсе останется. Департамент иностранных языков предлагает разные модули: дебаты, подготовка к международным экзаменам, чтение статей на востоковедческие темы и прочее. Таким образом, преподавание английского языка будет значительно изменено!

Планы по учебному процессу для всех направлений (2, 3, 4 курсы)

Концептуальные моменты и видение будущего ОП:

Со стороны студентов звучали подобные предложения: сместить общие курсы по Востоку, а на старших заниматься специализацией, что не лишено логики. В связи с тем, что наша программа не является эквивалентном "регионоведения", важно всегда изучать не только конкретный регион, но и иметь представление о всем Востоке в целом. Это – наше личное и конкурентное преимущество. Часто звучит фраза на конференциях о том, сильно не хватает востоковедов. Такие курсы вызваны сформулировать целостное понимание Востока, что несомненно важно для формирования профессиональных кадров.

Общая идея – сделать старшие курсы более узкоспециализированными. Для будущего 1 курса Литература региона будет перенесена на старшие курсы, а изучение отношений Востока и Россия – на младшие. 

От студентов также поступали пожелания об уменьшении числа языковых предметов, увеличении количества предметов узкой специализации. Многое из этого осуществить просто невозможно в связи с тем, что этот нанесёт большой удар всей программе и создаст риск непрохождения по стандартам и нормам университета. Мы сейчас проходим по самой лояльной категории, нам и так позволяют больше, чем другим программам.

О Цифровой Грамотности и Python: обе дисциплины будут обязательными, включительно для будущего 4-ого курса. Более того, по итогам СОП были учтены пожелания об увеличении количества часов на очные занятия по данным предметам.

О дисциплинах, длящихся один модуль: ОП «Востоковедение» должа соответствовать общеуниверситетским стандартам, согласно которым экзамены должны быть и в первом модуле.

Были учтены пожелания студентов о необходимости предметов, которые бы давали общее представление о Востоке с точки зрения международных отношений и философии. Так, теперь на 3 и 4 курсе вводится предмет “Международные отношения на Востоке” для политико-экономического направления и “Мировоззренческие системы Востока” для историко-культурного направления.

Касательно изменений на 2 курсе, был убран предмет “Экономическая теория” и был заменён на “Введение в мировую экономику”. Для студентов, которые изучают мировую экономику на майноре, возможен перезачет, но для этого необходимо обратиться к Светлане Владимировне Субботиной.

На 4 курсе вводится “Теория и практика перевода”, которая будет длиться 2 модуля. Это связано с тем, что студенты получают 5-летнее образование и в стандарте образовательной программы прописана переводческая компетенция. Основной задачей предмета будет предоставление общей теории о техниках перевода. На семинарах студенты будут отрабатывать то, что проходили на лекциях с привязкой к изучаемому языку.

На данный момент на программе существуют и некоторые сложные моменты и один из них - межрегиональные программы. На предметах, где идут последовательно все регионы (ИВЦ, Деловая культура Азии) основные проблемы связаны с тем, что все преподаватели видят процесс преподавания по-своему и не хотят принимать во внимание планы других коллег. С будущего года эта проблема будет решена личным распоряжением руководителя Школы Востоковедения - Андрея Ниязовича Карнеева, которое определит единство и стройность подобных программ.

НИС

На 3 курсе преподавателем дисциплины будет Нестерова Ольга Александровна, а акцент будет сделан на академическое письмо. Деления на регионы по НИСу не будет.

На 4-м курсе данный предмет будет вести сама Ульяна Петровна, а упор будет делаться непосредственно на написание курсовых работ и изучение методологии написания научных работ. Для того, чтобы добиться больших результатов, студентам предлагается на НИСе предоставлять собственные наработки для презентации на конференциях. Если у студента есть желание участвовать в конференции, Ульяна Петровна готова будет курировать подготовку в ходе самого НИСа.

На 5 курсе НИС будет включать в себя изучение новейшей методологии научных исследований.

Практики

На нашей ОП проходят вебинары, цель которых — ознакомить студентов с процессом записи на практики. Присутствие на вебинарах позволит заранее уточнить все интересующие вопросы и избежать проблем. Порядок того, как проходит запись: на 4 курсе высылается таблица со списком возможных вариантов, но если у студента есть собственный вариант компании, где он будет проходить практику, он может занести её в эту таблицу.

Самое главное здесь – активность самих студентов, ведь хороших мест мало и их быстро разбирают.

Стажировки

Невозможно сделать единый месяц или день записи на стажировки, так как места предлагаются в разное время.

Идея о том, что все студенты на 4 курсе смогут уехать на год или полгода - нереализуема, по причине того, что в принимающих вузах попросту не хватит столько мест, несмотря на то, что НИУ ВШЭ предлагает самое большое количество вариантов стажировок со стипендией в Москве.

Обычно отправляют на стажировки студентов 3 и 4 курсов, но бывает, что зарубежные вузы запрашивают студентов младших курсов для отработки новых методик обучения.

Студенты, в первую очередь, отбираются по текущему и кумулятивному рейтингу, затем идет успеваемость по языку, потом уже активность вне учебы. Когда будут какие места – невозможно предсказать. Процесс формирования мест на стажировки довольно непредсказуем, так как разные университеты в разные годы могут просить совершенно отличное от прошлого года количество студентов для обмена.

Проекты

С этого года НИУ ВШЭ объявило о новой концепции “тотальной проектизации”, которая означает, что процесс преподавания теперь будет максимально выстраиваться так, чтобы студенты могли на выпуске предложить какой-то конкретный проект, который бы мог стать их первым шагом на пути к будущей карьере. Так, некоторые предметы, которые сейчас являются обязательными, будут переведены в формат проекта. Например, рассматривается вариант того, что “Предпринимательство в Азии” как раз будет переведено в данный формат.

Если у вас есть идеи по созданию нового проекта, о его тематике или формате, необходимо обратиться с этим к Ульяне Петровне, ведь все самые популярные проекты сейчас - то, что было предложено студентами.

Факультативы

Студентами был задан вопрос о том, насколько реально ввести факультативы по дополнительным восточным языкам, так как существует большой запрос не только среди студентов ОП “Востоковедение”, но и по всему университету в целом.

Ульяна Петровна поддержала эту идею, но отметила, что всё упирается в финансирование. Необходимо поднять те списки желающих, которые уже собрали, отредактировать и подать служебную записку с этим запросом на факультет. То, что в создании таких факультативов заинтересованы студенты других программ, является очень сильным аргументом, ведь теперь это становится межфакультетской инициативой.

Было предложение и том, чтобы сделать второй восточный язык, как обязательный. Идея прекрасная, но у нас есть пример с реализацией этого в Санкт-Петербургском кампусе НИУ ВШЭ. Им пришлось сократить число языков, убрать дисциплины по странам и сделать больше общих курсов. Если мы вводим какой-либо предмет как обязательный, тогда нам необходимо урезать и другие предметы.

Вопросы от студентов

Ответы на вопросы студентов 1 курса:

Корейский язык. Ульяна Петровна приняла во внимание все проблемы и также отметила, что сейчас на нашей программе появился специалист по языковому наполнению, который как раз будет решать вышеперечисленные проблемы.

Английский язык. Ульяна Петровна ответила, что, как уже говорила ранее, на нашей программе сейчас будет действовать совершенно новая концепция преподавания английского языка. В дальнейшем, проблем возникнуть не должно, но необходимо рассмотреть индивидуальные “кейсы” с тем, что в группе находятся студенты с разным уровнем владения языком.

История Западных Цивилизаций. Ульяна Петровна отметила, что “История Западных Цивилизаций” - тоже больное место, и с нового учебного года они надеются, что проблема будет решена тем, что все программы будут переведены в единый формат преподавания.

Прокторинг. По информации на данный момент, прокторинг использоваться не будет. Официальный прокторинг “Экзамус” был принят только на высшую математику. Однако, это не финальное решение. Вполне возможно, что будет распоряжение свыше о том, что необходимо ввести прокторинг и на языки, так как сейчас есть определенный процент предметов, которые должны сдаваться с использованием данной системы.

Более того, университет распорядился перевести определенный процент предметов или лекций в режим “онлайн”, вне зависимости от эпидемиологической ситуации.

Возможно ли увеличить количество часов по “экономике” и сократить часы “русского языка”. Ульяна Петровна: Очень важен русский язык, так как многие работодатели хвалят иностранный язык студентов, но жалуются на их родной русский, который иногда звучит хуже иностранного. Необходимо агрегировать мнения касательно увеличения экономики за счет русского и направить информацию мне.

Ответы на вопросы от студентов 2 курса:

Основы политического перевода. Ульяна Петровна считает, что вопрос о наличии пар по переводу академических текстов является важным для всех языковых направлений, потому что сейчас стараются унифицировать все языковые пары. Если будет общая заявка от студентов о том, что необходимо отдельно историко-культурному направлению ввести данный аспект, тогда этот вопрос будет рассмотрен Академическим советом.

Классический язык. Ульяна Петровна пояснила, что оценка за иероглифику на корейском языке не должна входить в формулу оценивания за курс корейского, и этот вопрос будет вынесен на обсуждение Академического совета.

«Мировоззренческие системы Востока». Ульяна Петровна объяснила, что “Мировоззренческие системы Востока” - вводная дисциплина для последующего курса “Религиозно-философские традиции изучаемого региона”, что позволит дать общее понимание философских понятий во всех регионах, их происхождение, причины появления в той или иной стране. “Мировоззренческие системы Востока” заменили “Деловую культуру Азии”. Курс будет “Blended” - предполагается дополнительное изучение соответствующего онлайн-курса. Это же касается и программы “Международные отношения”.

О перезачете оценок по логике и философии. Ульяна Петровна: «По вопросам перезачёта необходимо обращаться к Субботиной Светлане Владимировне и уже с через неё решать этот вопрос».

О проекте по хинди. Главная проблема языковых проектов – посещаемость, так как в них не прописана обязательность. Часто студенты начинают прогуливать занятия, из-за чего срывается нагрузка у преподавателя и возникают проблемы. Вторая проблема – расписание. Невозможно проект внести в расписание и соединить всех в одно время. Касательно самого хинди, главное- это желание студентов и если будет написана коллективная заявка, то проект продлят.

Ответы на вопросы от студентов 3 курса:

НИС. Возможно ли добавить компонент анализа данных для политико-экономического профиля? Ульяна Петровна: Если мы в Python не дойдем до анализа данных, то есть вариант о создании отдельной дисциплины, так как это действительно очень важно. Это необходимо для изучения и культурологам, и экономистам. Необходимо как можно быстрее собрать мнения студентов касательно этого вопроса и направить мне для составления запроса составителям программы.

О подготовке к международным экзаменам на английском.“Английский для профессиональных целей” будет изменен. Если есть мнение, что нужно лично вам, то обязательно необходимо о нём сообщить. От вас требуется собрать информацию о том, сколько человек поддерживает эту инициативу, аргументировать необходимость введения этого аспекта и направить мне.

Студенческий совет благодарит всех, кто принял участие во встрече, и в ближайшее время направит Ульяне Петровне результаты опросов, о которых было сказано выше.