Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
«Новый дипломатический словарь» разработан при участии авторитетных экспертов в области дипломатии, международных отношений, мировой политики и экономики, международного права из числа сотрудников Дипломатической академии МИД России
Буранов Т. Н., Колесникова М. Л., Маслова Е. А. и др.
М.: Институт Европы РАН, 2024.
Мировая экономика и международные отношения. 2024. Т. 68. № 9. С. 101-112.
В кн.: Африка – восходящий центр формирующегося многополярного мира. Институт Африки РАН, 2024. Гл. 1. С. 13-45.
International Relations. IR. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023
В своей статье автор привлекает внимание читателей к такому во многом незамеченному аспекту прошедшего недавно 6-го пленума ЦК КПК 19-го созыва как «закрепление идеи, что в Китае создана новая цивилизация, более совершенная, чем все прочие».
Отвечая на вопрос, в чем значение появления цивилизационного подхода, А.В.Лукин отмечает, что «по сути, китайское руководство принимает теорию множественности цивилизаций, развивающихся различными путями». «Принимая теорию различия цивилизаций, китайские власти фактически берут на вооружение традицию, идущую от Данилевского, Шпенглера, Лян Шумина и Тойнби, а вовсе не Маркса, Энгельса и Ленина, веривших в единую человеческую цивилизацию и прямую линию прогресса», хотя отдельные марксистские черты в китайском подходе сохраняются. Очевидна идея об уникальности китайской цивилизации.
Профессор показывает, что значит принятие китайскими коммунистами цивилизационной теории как с теоретической точки зрения, так и в практическом плане. В частности, «новая цивилизационная идеология» – это «новый шаг к отходу от курса на внешнеполитическую скромность Дэн Сяопина. Китайское руководство говорит миру (а точнее – самому себе), что Китаю больше нечему учиться у других, наоборот – кое-чему другим стоит поучиться у Китая».
А.В.Лукин указывает на то, что пока Китай не навязывает свою экономическую или политическую модель другим, но, очевидно, что делает заявку на успешную альтернативную модернизацию. Интересна проведенная автором параллель с прошлым: «признание собственной цивилизации наиболее совершенной напоминает […] классическую китаецентричную модель миропорядка, когда мир делился на культурную китайскую часть (хуа) и варварскую (и), причём задачей китайского императора было не завоевать варваров, а убедить их в превосходстве своей «блестящей» цивилизации».
России, по мнению А.В.Лукина, следует пристально изучать то, что происходит в Китае, однако «обучаться преимуществам китайской политической модели» не стоит. «Тут мы уже учёные».
Читать статью на сайте журнала «Россия в глобальной политике»: https://globalaffairs.ru/articles/kommunisticheskij-kitaj/?fbclid=IwAR1dDkIfyNkokJhQgYaRJcbLaecQ_sntkbCTl5xLATEw2Fmzuy0IpCwBtm4