Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
Цель исследования - сравнить поведение партий и выяснить, почему одни партии вступают в коалиции, а другие - нет. Определены особенности поведения двух регионалистских партий Соединенного Королевства и Испании: Шотландской национальной партии (ШНП) и Баскской национальной партии (БНП). Значимость исследования заключается в решении проблем позиционирования партий в децентрализованных системах с сильными регионалистскими элементами. На основе методологии «отслеживания процессов» («process tracing») и сравнительного анализа поведения основных региональных партий, электоральных данных, публичных заявлений, заявлений в СМИ авторы пришли к выводу, что идеологическая близость в экономическом измерении партий, территориальное измерение имеют ключевое значение для оценки коалиционного потенциала между центральными и регионалистскими партиями. Более того, выявлено, что уровень конкуренции на региональном уровне создает стимулы для регионалистских партий вступать в коалицию с центральными. Вместе с тем не выявляется очевидной поддержки того факта, что правительство меньшинства обладает большими возможностями по вступлению в коалицию по сравнению с правительством большинства.
В статье рассматривается динамика отношений между Китайской Народной Республикой (КНР) и малыми островами Южно-Тихоокеанского региона (ЮТР). Выявлена специфика китайской политики на современном этапе, определены причины обеспокоенности этой политикой со стороны малых стран ЮТР, проанализировано влияние инициатив в сфере политики и безопасности – Индо-Тихоокеанский регион, Четырехсторонний оборонный формат и договор между Австралией, США и Великобританией (AUKUS) на обстановку в регионе и расположенные там островные государства. С точки зрения автора, хотя отдельные аспекты политики Китая оцениваются в регионе критически, она превосходит по эффективности австралийскую и американскую. Основная причина такова, что Китай смог откликнуться на запрос малых стран ЮТР на противодействие нетрадиционным угрозам безопасности и строительство инфраструктуры, в то время, как политика Австралии и США ведут к ухудшению региональной среды, что напрямую противоречит интересам малых государств.
В статье рассматривается конфронтация между США и КНР в контексте истории международных отношений и цивилизационных экспансий. Для описания современного мира вводятся понятия “вестернизм” и “вестернистический период”, сконструированные по аналогии с терминами “эллинизм” и “эллинистический период” и обозначающие соответственно совокупность тенденций культурного, политического и социально-экономического развития и период глобального распространения западных цивилизационных форм. По мнению автора, современный американо-китайский конфликт не является ни чисто цивилизационным, ни геополитическим, но свидетельствует о вступлении цивилизационно единого вестернизированного мира в период политической раздробленности, что на современном внешнеполитическом языке именуется переходом от однополярности к многополярности.
Анализируется причина белорусского политического кризиса в 2020–2021 гг. Освещается научная дискуссия о характере народных выступлений в Белоруссии в августе – ноябре 2020 г. Особое внимание уделяется причинам формирования в начале 2020 г. протестного потенциала из представителей электората Лукашенко. Рассматриваются тактика уличных протестов и действия белорусских властей против своих политических оппонентов. Отмечается тупиковая ситуация в политической системе Белоруссии, расширение общественного раскола и отсутствие диалога между политическими противниками.
В обзорной статье раскрыты возможности дифференцированного анализа глобального измерения популизма путем систематизации зарубежных (главным образом) и отечественных исследований. Это позволило соотнести теоретические и ком -паративистские разработки исследований популизма, с одной стороны, и актуальные, традиционные проблемные области науки о международных отношениях — с другой. Данный подход способен продемонстрировать как уже представленные в литературе, так и потенциальные возможности для дифференцированного анализа глобальных аспектов популизма. Научная новизна заявленной статьи заключается в определении возможностей существующего академического поля для анализа внешнеполитических эффектов популизма. В результате исследования сделан вывод о том, что внешнепо-литические позиции и политические курсы популистов являются производной от вну-тренней политики и их противостояния традиционным элитам. Структурное давление (давление международной среды) и принятие правил игры после прихода к власти, даже при сохранении антиэлитистского дискурса, делает попытки типологизации и класси-фикации внешнеполитических позиций популистов крайне сложными и зачастую непродуктивными.
Статья посвящена политологическому анализу международного климатического режима и позиции России в части реализации его принципов, в том числе в ракурсе их общности с климатическим режимом ЕС. Проблема изменения климата является императивом развития современного общества. На глобальном уровне мы видим сложившуюся систему управления под эгидой ООН, а также существование “зеленого консенсуса” касательно того, что повышение средней температуры на Земле представляет собой угрозу для жизнедеятельности человечества. Опираясь на теорию международных режимов, можно констатировать существование международного климатического режима, который представляет собой систему межправительственных институтов по борьбе с климатическими изменениями при главенствующей роли ООН (при этом участники формируют некое общее понимание и консенсус и тем самым принимают связывающие обязательства, ограничивающие их действия складывающимися в результате нормами и правилами). Глобальный консенсус выражается в реализации национальных практик и выработке национальных подходов. Показано, что, несмотря на наличие общих экологических ценностей, их имплементация на национальном уровне происходит по-разному. Российский подход подразумевает адаптацию к последствиям изменения климата и поиск инструментов, позволяющих сократить выбросы за счет их поглощения, а не фактического сокращения. Такой подход именуется стратегией снижения потерь и использования выгод. Европейский союз, уже сейчас позиционирующий себя в качестве глобального экологического лидера, запускает “зеленую перестройку” и избирает парадигму декарбонизации. Подобное существование различных подходов на мезоуровнях размывает систему глобального экологического управления; фрагментация глобального экологического управления возрастает. В конечном итоге это создает новые разделительные линии, в том числе на политико-идеологическом уровне. В среднесрочной перспективе это может способствовать усилению напряженности в международных отношениях и мировой политике.
Принятие национальной стратегии кибербезопасности является подтверждением осознания страной важности защищенности киберинфраструктуры, цифровой экономики и бизнес-среды, от которых уже в значительной степени зависит информационное и экономическое благополучие. Однако лишь немногие государства Латинской Америки разработали и приняли собственную национальную стратегию в области кибербезопасности. Статья посвящена анализу ключевых аспектов стратегий в области кибербезопасности Колумбии, Парагвая, КостаРики, Чили и Мексики. Автор рассматривает их руководящие принципы и цели, а также органы и институты, ответственные за реализацию и мониторинг результатов указанных стратегий. Кроме того, дается характеристика национальной политики кибербезопасности, разработанной в Бразилии – крупнейшей стране Латинской Америки, на долю которой приходится наибольшее число киберпреступлений региона. Особое внимание уделено состоянию отрасли информационных технологий в каждой из этих латиноамериканских стран.
Политический дискурс является неотъемлемой частью общественно- политических отношений, формирует и определяет сложную языковую единицу, знаний и действий. Яростная антикитайская риторика Трампа явно сместила границы репрезен- тации Китая во внешнеполитическом дискурсе США. Тем не менее, причинно- следственная связь между влиянием Трампа и репрезентацией Китая находится за рам- ками данного исследования, поскольку существует множество других факторов. В ста- тье основное внимание уделяется тому, как произошли те изменения в дискурсе Кон- гресса, вслед за которыми было принято множество законов и как была институциона- лизирована особая антагонистическая политическая позиция в отношении Китая. Свиде- тельством этого является то, что, вопреки многим прогнозам, внешнеполитическая по- вестка Байдена на 2021–2022 гг. находится в этих рамках. Количественный контент- анализ выявил основные координационные центры и ключевые ценностные концепции изменений в представлениях о Китае в Конгрессе. Анализ указал, что ключевая тенден- ция заключается в идеологизации дискурса Конгресса в отношении Китая. Несмотря на то что Пекин уже подвергался критике Конгресса как нецивилизованный актор между- народных отношений, эта критика теперь основана на бинарном антагонизме, как во время холодной войны. Китай выступает главной угрозой «свободного мира». Делается вывод о том, что формирующаяся идеологическая структура реконструирует смысл со- перничества между США и Китаем в манихейских терминах противоположных ценно- стей и игры с нулевой суммой. Это противостояние имеет беспрецедентный характер.
Институты Европейского союза, ведущие государства-члены, политические элиты региона, разделяющие подходы евроэнтузиастов, сделали ставку на Конференцию о будущем Европы. Они рассчитывают, что она запустит глубинную трансформацию ЕС, даст импульс его консолидации и углублению интеграции, усилению международных позиций интеграционного объединения и его конкурентоспособности. Для таких надежд есть основания. Конференция о будущем Европы вобрала в себя всё лучшее, что было опробовано ЕС при организации подобных форумов в прошлом. Вместе с тем она выгодно отличается от них, поскольку построена по сетевому принципу с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и тем самым предоставляет широкие возможности участия в ее работе. Это позволяет Брюсселю утверждать, что судьба ЕС теперь определяется не кем-то, а самими гражданами ЕС. Кроме того, решается вопрос о том, как заранее легитимизировать конкретные шаги по перестройке Евросоюза, согласно рекомендациям, которые подготовит Конференция. Проевропейский триумвират в составе Германии, Италии и Франции, сложившийся к началу 2022 г., придает большое значение Конференции о будущем ЕС, особенно с учетом председательства Франции в Совете ЕС и параллельно идущей в стране избирательной кампании.