Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1
Coherently organised into seven parts, the book provides a structure through which EU-Russia relations can be studied in a comprehensive yet manageable fashion. It provides readers with the tools to deliver critical analysis of this sometimes volatile and polarising relationship, so new events and facts can be conceptualised in an objective and critical manner. Informed by high-quality academic research and key bilateral data/statistics, it further brings scope, balance and depth, with chapters contributed by a range of experts from the EU, Russia and beyond. Chapters deal with a wide range of policy areas and issues that are highly topical and fundamental to understanding the continuing development of EU-Russia relations, such as political and security relations, economic relations, social relations and regional and global governance.
В мировой истории 2020 г. навсегда останется годом серьезных гуманитарных и экономических потрясений, ещё больше изменивших геополитическую расстановку ключевых акторов системы международных отношений. В этой связи концепты Большой Евразии и Большой Европы, состоявшиеся как два значимых и присутствующих в международной академической и политической дискуссии нарратива, вызывают особый интерес.
Главные вопросы данного исследования состоят в том, возможен ли консенсус и каковы перспективы геополитического взаимодействия между проектами Большой Евразии и Большой Европы с учетом интересов России, как это повлияет на систему международных отношений и среду макрорегиональной безопасности? В статье рассматриваются возможности к сотрудничеству Большой Евразии как с Большой Европой, так и ключевые принципы внутреннего взаимодействия участников. Россия, являясь в данном контексте ключевым связующим звеном, может выступать гарантом торгово-экономической, геостратегической и политической стабильности.
Авторы приходят к выводу, что Большая Евразия и Большая Европа есть геополитические репрезентации, созданные ключевыми акторами европейского и евразийского пространства для различных вариантов адаптации их планов к реальности, а конфликты и вызовы безопасности, возникающие на периферии этих двух объединений и их великих держав, могут поставить под удар не только европейскую но и всю глобальную безопасность. Для предотвращения этого странам необходимо пересмотреть существующую евразийскую и европейскую архитектуры безопасности, основываясь на принципах взаимного уважения, сотрудничества и паритета.
Статья полностью базируется на качественном анализе и не ссылается на количественные аргументы и статистические данные. Методологической платформой для исследования является геополитический анализ.
Постановка проблемы: для регулирования отдельных видов трансграничных общественных отношений государства с ХIХ века начинают формировать межсистемные правовые образования. На протяжении ХХ и начала ХХI веков качественные и количественные характеристики таких образований, а также их структурных элементов претерпели значительные изменения, установление которых является предметом настоящей статьи.
Цель исследования – на основе анализа динамики возникновения межсистемных правовых образований и изменений их структуры на протяжении ХХ века – начала ХХI веков выделить общие этапы их развития и определить особенности каждого из таких этапов.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы, включая исторический метод, методы формальной логики, анализа, синтеза, а также системный, сравнительно-правовой методы и метод толкования.
Результаты и выводы. В ХХ веке – начале ХХI века в рамках процесса формирования государствами межсистемных правовых образований и динамики изменения их структурных элементов можно выделить три основных этапа, на каждом из которых либо возникают принципиально новые виды межсистемных образований (в рамках публично-правовой сферы), либо меняются сложившиеся принципы их формирования (фактический отказ от привлечение к регулированию соответствующих трансграничных общественных отношений норм иностранного права), либо появляются качественно новые их структурные элементы.
Исследование преследует цель экспликации двух важнейших для решения глобальных проблем человечества дискурсов – биополитики и гуманитарной безопасности. Авторы, исследуя принципиальные моменты их концептуального каркаса, акцентируют внимание на трансформациях современной политики тела. Выявлено сходство исследуемых концепций. По мнению авторов, оно заключается в одинаковости их объекта, а различия – в его интерпретации. Биополитика видит свой интерес в поиске возможностей контроля обезличенного «человек вообще», а гуманитарная безопасность – в его индивидуализации. Выявлена мера соотнесенности указанных концепций, их отношение к философскому дискурсу о свободе. Прослежена диалектика биополитики и гуманитарной безопасности, моменты пересечения биополитического дискурса «застрахованной» и «незастрахованной» жизни» и «колонизирующего» дискурса гуманитарной безопасности. Сделан вывод, что конфликт интересов исследуемых дискурсов неизбежен, ни один из них неспособен «встать над схваткой», получив возможность ответить на сложные вопросы обеспечения безопасности человека. Мера их эффективности как интеллектуального инструмента и практического механизма решения проблем проиллюстрирована в статье биополитикой и политикой гуманитарной безопасности в «хрупких государствах» (кейс Африки южнее Сахары) и в условиях пандемии COVID-19.
В книге собраны избранные идеи из работ разных лет, значительно расширенные и дополненные, посвященные философии истории и методологии исторической науки. Используя возможности применения междисциплинарных методов к анализу истории, автор выдвигает ряд концептуальных положений и теоретических новаций о природе философско-исторического знания, проблем его применения в исследованиях истории. Для научных работников, а также студентов магистратуры соответствующих направлений подготовки.
Курс состоит из двух частей. Содержание первой части охватывает базовый понятийно-терминологический аппарат международного права, стержневые проблемы его современного толкования и применения. Во второй части рассмотрены отрасли международного права. Целостное изложение общих и специальных вопросов международного права, в том числе сложных, сочетается с ясностью и доступностью текста. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
В статье рассматриваются этапы формирования межсистемных образований, формируемых государствами для правового регулирования трансграничных отношений, возникающих в области защиты персональных данных при их трансграничной передаче с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. В ходе исследования были выявлены четыре этапа становления и развития таких межсистемных образований, начиная от закрепления в национальном и международном праве права одного из основополагающих прав человека – неприкосновенности частной жизни, ставшего основой для формирования в качестве самостоятельного права человека – права защиты персональных данных и заканчивая формированием государствами межсистемных образований, включающих в себя, кроме норм национального права соответствующего государства, международно-правовые нормы, нормы иностранного права, а также корпоративные нормы отдельных юридических лиц. На основании указанного исследования в статье делается вывод о том, что право на защиту персональных данных следует рассматривать в качестве самостоятельного фундаментального права человека, отдельного от права на защиту неприкосновенности частной жизни, а отличительной чертой межсистемных образований, формируемых для регулирования трансграничных отношений, связанных с защитой персональных данных при их трансграничной передаче с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, является включение в них многочисленных санкционированных международно-правовыми нормами в качестве норм права корпоративных норм отдельных юридических лиц.
Глава посвящена рассмотрению, прежде всего, основных принципов международного права, их определению, раскрытию их содержания, а также вопросам изменения их содержания и соотношения между собой.
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты становления н развития национальной идентичности жителей Тайваня. Разбирается проблема соотношения «государственного мифа» и реальной политической практики на Тайване, освещен его уникальный исторический опыт в этом отношении. Анализ проведен с привлечением исторических данных об аналогичных процессах, связанных с образованием национальных государств в мире. Освещены эволюция взглядов различных политических сил в отношении статуса Тайваня в современном мире и возникновение национализма на острове.
Рассматривается проблема соотношения этнических и политических факторов при самоидентификации жителей Тайваня. Приведены и проанализированы новейшие данные социологических опросов на острове, посвященных выявлению динамики самоидентификации тайваньцев, их партийных предпочтений и взглядов на состояние отношений острова с континентальным Китаем. Сделана попытка определить, какова корреляция между тайваньской идентификацией, желанием значительной части населения сохранить статус-кво в отношениях с КНР и поддержкой политической независимости Тайваня. На протяжении последних десятилетий отмечается практически неуклонный рост доли тех, кто идентифицирует себя как в качестве «тайваньцев». При этом укрепляется представление о том, что Тайвань является фактически независимым государством. Выделены внутренние и внешние факторы, влияющие на динамику идентичности и отношение тайваньцев к проблеме статуса Тайваня в последние два года.
В данной статье представлено исследование динамики распределения китайских прямых инвестиций в отрасли высоких технологий внутри ЕС. Также было изучено влияние китайских ПИИ на регуляторную политику ЕС и специфику двусторонних взаимоотношений между КНР и странами-членами Евросоюза в области высоких технологий. Кроме того в работе представлен краткий прогноз развития инвестиционных отношений ЕС-КНР. На основе данных из китайского глобального счётчика инвестиций (The China Global Investment Tracker) в статье проведен анализ динамики потоков китайских инвестиций в ЕС на временном интервале с 2005 по 2019 гг.. Также рассмотрено распределение китайских инвестиций по странам членам ЕС и секторам национальных экономик до и после создания и реализации Китаем стратегии экономического развития «Один пояс – один путь». С помощью структурированного полуформализованного онлайн-анкетирования сотрудников компаний сектора высоких технологий, располагающихся на территории ЕС, в работе описана специфика сотрудничества с китайскими инвесторами, личное отношение участников опроса к росту объема китайского инвестиционного капитала в ЕС и мнение респондентов о перспективах развития инвестиционных отношений между ЕС и КНР. По результатам анализа эмпирических данных сформированы следующие выводы: КНР стремится наращивать экспорт капитала в ЕС, особенно в высокотехнологичной и инфраструктурной отраслях. Стратегическим ответом ЕС является выработка общих регуляторных правил. Однако, страны Центральной и Восточной Европы заинтересованы в увеличении китайских инвестиционных вливаний значительно больше своих западных соседей, чем усиливают дифференциацию внутри интеграционного союза. Кроме того, реализация программы «Один пояс – один путь» в последние годы усиливает позиции таких государств Южной Европы, как Италия, Греция, Португалия, в качестве глобальных информационно-технологических и инфраструктурных хабов в рамках инвестиционных отношений КНР-ЕС. Вместе с тем, последствия Брекзита, общемировой пандемии и роста протекционистских настроений руководства ЕС по отношению к китайским ПИИ, непременно окажет негативное влияние на объемы инвестиционных потоков из КНР в ЕС в краткосрочной перспективе.
The 2020 pandemic has marked a turning point in many processes: globalization, regionalization, and the struggle of nation-states for survival. Many had expected something like this, and the reaction of states and societies to the new virus was unexpectedly strong and profound. Under the slogan of combating the epidemic, many countries started doing openly what they had wanted to do for a long time: closing borders, strengthening sovereignty, bringing back production operations from abroad, and shifting relations with neighbors to a bilateral footing
Учебник охватывает как основные теоретические вопросы анализа международной безопасности (определения основных понятий и категорий, методологические вопросы, описание концепций и теорий), так и практические и политические аспекты деятельности мировых держав и международных организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, ОДКБ, ШОС и др.) в сферах войны и мира, разрешения и урегулирования конфликтов, ограничения и сокращения вооружений, борьбы с терроризмом и другими современными угрозами и вызовами международной безопасности. Издание содержит обширную фактологию, инфографику, библиографию и адресовано исследователям, студентам, магистрантам, аспирантам, всем, кто интересуется проблематикой международной безопасности.