• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Подведены итоги студенческого проекта «Африка как площадка возможностей для российской социально-гуманитарной политики в области образования» для Россотрудничества

В июне 2021 г. при методической поддержке Центра изучения Африки (ЦИА ВШЭ) успешно завершён студенческий проект «Африка как площадка возможностей для российской социально-гуманитарной политики в области образования» в рамках совместной серии исследований ВШЭ и Россотрудничества.

Серия исследований проводилась под руководством экспертов Факультета мировой экономики и мировой политики, Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и кураторов из ФА «Россотрудничество». От Центра изучения Африки ВШЭ руководителем студенческой группы по Африке выступала Полина Слюсарчук, заместитель директора Центра, от Россотрудничества — Иван Коновалов, зам.начальника отдела стран Азии и Африки Организационно-аналитического управления. Встречи в рамках проекта и общая коммуникация с Россотрудничеством осуществлялась силами Юлии Белоус, аналитика Центра комплексных европейских и международных исследований. В проекте участвовали студенты факультета мировой экономики и мировой политики (Антон Григоров и Адриан Витанов) и факультета социальных наук (Михаил Поделякин и Мария Кукарских).

В рамках проекта был проанализирован опыт иностранных государств, — Китая, Турции и других, — по содействию изучению их государственных языков в африканских школах. Коллектив студентов-исследователей пришёл к выводу: развитие и поддержка русских школ и языковых курсов в Африке — важнейшее условие привлечения студентов для обучения в вузах России. По итогам работы Россотрудничеству передана аналитическая записка об опыте зарубежных стран по организации довузовского образования в Африке и преподавания иностранных языков с рекомендациями. Студенты ВШЭ получили возможность не просто поучаствовать, но самостоятельно выполнить настоящую экспертно-аналитическую работу, результаты которой будут приняты во внимание на одном из ключевых направлений российской внешней политики. В процессе работы особый акцент был сделан на постановку задач исследования, соблюдение командой молодых экспертов технического задания, культуру работы с информацией, поиск собственных источников и проверку полученных сведений.

  • На первом этапе члены исследовательской группы проанализировали текущее состояние довузовского образования в странах Африки, по итогам которого для кейс-анализа был выбран опыт Турции и Китая как сильных современных экономик, стремительно наращивающих присутствие в Африке в условиях отсутствия языковых связей, сравнимых с европейскими странами-бывшими метрополиями. Важной частью первого этапа стал также анализ существующих стратегических документов и концепций, обосновывающих важность и актуальность расширения российской гуманитарной политики в Африке, распространения русского языка и русских школ за рубежом. 

  • На втором этапе исследовательская группа проанализировала механизмы распространения иностранных языков и выделила наиболее эффективные практики, в рамках этого этапа также было проведено интервью с инспектором русского языка в Тунисе, Рандой Бусниной, на основе которого были сформированы гипотезы, относительно ряда проблем и возможностей для развития преподавания русского языка в Африке. 

  • На третьем этапе участники проекта на основе российского опыта и опыта зарубежных стран проверили гипотезы и выдвинули рекомендации по расширению российской гуманитарной политики в области довузовского образования в Африке.

В рамках исследовательского проекта студенты освоили ряд ключевых навыков, необходимых для организации экспертно-аналитической работы:


- постановка вопроса и обоснование актуальности исследования — на основе официальных ведомственных стратегий и других документов;

- анализ положения и проблем: текущего состояния российско-африканского сотрудничества в сфере довузовского образования, в т.ч. работа с первичными источниками, экспертное интервью с Рандой Бусниной, инспектором русского языка в Тунисе;

- анализ чужого опыта решения сходных задач и преодоления проблем: иностранного присутствия в сфере довузовского образования в Африке (в т.ч. французских, итальянских, британских, немецких и американских школ), выявление наиболее сходных с российским кейсов: Турции и Китая;

- кейс-анализ опыта Турции и Китая;

- разработка рекомендаций для России, в т.ч. на основе зарубежного опыта и запросов контрагентов.

В процессе работы руководители обращали особое внимание на все этапы методологии экспертно-аналитической работы: от постановки проблем, поиска источников и решений до языка и архитектуры экспертно-аналитического текста.