ЦИА ВШЭ внес предложения по развитию сотрудничества субъектов Российской Федерации со странами Африки
Директор ЦИА ВШЭ Андрей Маслов принял участие в круглом столе «Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации со странами Африки» в Совете Федерации, организованном Комитетом Совета Федерации по экономической политике. Предложения ЦИА ВШЭ по наполнению межрегионального уровня сотрудничества с Африкой вошли в итоговые рекомендации.
Андрей Маслов, в частности, отметил, что на современном этапе кардинальным образом меняется архитектура внешнеэкономических связей, ключевое значение в торговле с Африкой приобретают двусторонние, прямые связи. В этой новой архитектуре российские регионы могут играть более существенную роль. Со стороны российских экспортёров, в первую очередь, средних и малых предприятий, растёт спрос на координацию их выхода на внешние рынки со стороны регионов.
Две основные задачи: выстраивание новых логистических цепочек и новых форматов финансовых расчётов, могут решаться при координирующей роли регионов. Такие решения могут быть модельными (для различных регионов Российской Федерации), а их имплементация — децентрализованной, что обеспечит большую эффективность. Очевидно, что транспортно-логистические проблемы у производителей из одного региона будут схожими, схожими будут и решения. То же касается бартерных и клиринговых механизмов, их имплементация на региональном уровне может быть перспективной, так как внутри региона могут быть выстроены механизмы, основанные на взаимном доверии, опыте отношений между контрагентами.
С другой стороны, более весомая роль регионов предполагает, что они должны консолидировать информацию, знания о внешних рынках для «своих» экспортёров, в том числе, систематически инвестировать в эти знания.
Пока на уровне регионов мы часто видим тенденцию к реализации упрощенных подходов: собрать предложения экспортёров, направить их возможным покупателям, организовать встречи. Это важная работа, но мы понимаем также, что её недостаточно. В случае Африки, любое российское (и не только российское, а вообще любое) предложение, как правило, встречает «интерес», который носит, зачастую, поверхностный характер. Африканцы склонны отвечать «да, заинтересованы» (в поставках, услугах и т.п.) на любой вопрос. Однако зачастую такие предложения (в т.ч. консолидированные на уровне регионов) попадают в руки посредников, которые заинтересованы в самом процессе представления интересов того или иного экспортёра, однако провести, закрыть сделку эти посредники не в состоянии.
В то же время, регионам, на уровне ТПП, ответственных за ВЭД министерств и департаментов, целесообразно предпринять целенаправленные усилия по консолидации внешнеэкономических стратегий, поддержке осевых региональных экспортёров. При этом особое внимание следует уделить оценке конкурентоспособности экспортёров, их долгосрочным перспективам, выявлению потенциальных лидеров и возможных направлений синергии между ними, а также между ними и присутствующими в регионе лидерами национального масштаба. Такая консолидация предполагает проведение глубоких и системных маркетинговых исследований, нацеленных на определение перспективных ниш и направлений для переориентации и роста регионального экспорта.
Многие (если не все) российские экспортёры, так или иначе, заново должны будут искать выходы на внешние рынки. Хорошим результатом будет не только рост экспорта, но и удержание позиций на рынках, с тем учётом, что будет решаться задача ухода от европейских посредников, строительства новых транспортно-логистических коридоров и механизмов расчётов.
Мы должны также отметить, что Россия и российские организации могут успешно развивать сотрудничество с африканскими регионами. Региональные правительства могут быть важными покупателями решений в области коммунального хозяйства, транспорта, цифровизации. Их значение зачастую недооценивается. В целом, в Африке основными покупателями российской продукции были и остаются государственные ведомства, в том числе и потому, что крупный частный бизнес оказывается зависим от санкционных ограничений. Среди этих государственных покупателей роль регионов будет только расти, как и объем находящихся в их распоряжении средств.
При сотрудничестве с африканскими регионами (штатами, провинциями, вилайетами и т.п.) важным преимуществом российских экспортёров будет успешный опыт реализации аналогичным проектов на российской территории, для российских регионов. Соответственно, об этом опыте нужно уметь рассказывать, успехи уметь подчеркивать, в том числе при участии самих регионов-«заказчиков».
Другое важное направление формирования спроса — трансфер компетенций в сфере государственного управления на региональном и муниципальном уровне. Многие российские регионы могут поделиться опытом решения проблем, актуальных для Африки (управление коммунальным хозяйством, цифровизация и т.п.). Стоит отметить, что многие африканские регионы располагают крайне неразвитой нормативной базой, зачастую не реализуют из-за этого многие свои полномочия и возможности, «не умеют» выстраивать отношения с работающим в регионе крупным бизнесом, отстаивать свои права, вести надзор в рамках своих полномочий. Все эти направления могут быть рассмотрены с точки зрения обмена опытом.
НИУ ВШЭ занимает лидирующие позиции в России по разработке рекомендаций для развития российских регионов. В 54 регионах России университет реализовал свыше 230 проектов. Центр изучения Африки НИУ ВШЭ также рассматривает африканские регионы (административные структуры территориальных единиц) в качестве перспективных партнёров для обмена опытом. Важно учитывать, что предоставление российских рекомендаций африканским регионам в конечном счёте будет содействовать формированию благоприятного делового климата и расширения российского экспорта, формирования условий для закупок российских товаров и услуг.