Андрей Маслов выступил на круглом столе РСМД-РУДН «Западные и незападные провайдеры Безопасности в Африке»
24 марта Российский совет по международным делам совместно с РУДН провел экспертный круглый стол «Западные и Незападные Провайдеры Безопасности в Африке: Взаимодополняющие или Взаимоисключающие?», на котором с докладом «О вызовах безопасности в Африке в свете подготовки второго саммита Россия-Африка» выступил директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов.
– Сейчас мы предоставляем слово Андрею Александровичу Маслову, директору Центра Африканских исследований ВШЭ.
– Сейчас я в Танзании и хочу присоединиться к поздравлениям РУДН. Вчера здесь была презентация российских вузов, - огромный интерес. Не хватило сидячих мест. РУДН был заглавным участником. Видно, насколько сильно сообщество выпускников, насколько умеет вуз работать с африканской аудиторией. Мое уважение, конечно. Мы будем стараться равняться и привлекать больше африканцев, но угнаться сложно за ними.
О чём хотел коротко сказать: Олег Борисович [Озеров] всеобъемлюще и точно расставил все акценты в плане подготовки повестки в области безопасности, тут сложно что-то добавить. Предложения экспертного сообщества, в том числе африканского, которые были, – они, я так понимаю, уже учтены. Карта уже начерчена. Осталось только пожелать, чтобы уже завершающий этап её подготовки в нужном направлении прошел.
Несколько моментов, на которые я хотел бы обратить всё же внимание, в связи с той задачей, которую поставили перед нами организаторы. Первое – у нас есть понимание, что мир становится многополярным. Нам очень важно [теперь] доказать, объяснить и донести до наших африканских партнёров, что этот многополярный мир будет более устойчивым и безопасным, чем однополярный, так называемый «мир, основанный на правилах». Мы с вами понимаем, что это так. Но это нужно каждый раз не просто тезисами проговаривать, а доказывать, объяснять, почему мир, основанный на взаимном уважении, признании права на установление своих правил, в том числе, в каких-то частях мира, важнее и нужнее африканцам. Они находятся на пути этого понимания.
Олег Борисович правильно отметил, что корни всех проблем безопасности в Африке лежат в экономической сфере, по большому счету. Конечно, есть и факторы внешнего вмешательства, особенно в сфере распространения экстремизма, терроризма и так далее. Но мы понимаем, что рост числа населения, сопровождающийся продовольственным кризисом в мире и энергетическая бедность – основные факторы экстремизма.
В той же Нигерии, – это хороший пример, в котором всё прозрачно, – если бы газ, который сейчас выкачивается на экспорт, использовался на внутреннем рынке Нигерии, для обеспечения тех электростанций, которые уже даже построены, то это существенно снизило бы и проблему безработицы, и социальную напряжённость, и вопросы энергетического обеспечения сельского хозяйства, от которого зависит продовольственная безопасность напрямую, решались бы гораздо проще.
Поэтому стремление наших противников выкачать как можно больше энергоресурсов из Африки – прямая причина многих кризисных явлений, которые становятся, в свою очередь, основанием для экстремизма и терроризма. Это чёткая причинно-следственная связь, она, может быть, и очевидна, но нужно не забывать на ней акцентировать внимание.
Возвращаясь к вопросу операторов [безопасности в Африке]. На наш взгляд, основным оператором безопасности в Африки становятся сами государства. Основной вектор развития – укрепление суверенитета самих государств. Россия заинтересована этот процесс поддерживать.
Я могу только согласиться с тем, что африканская интеграция, которая набирает ход, не забирает суверенитет у африканских государств: мы говорили об этом вчера на брифинге в РИА «Новости». [Интеграция,] наоборот, даёт им возможность потенциал суверенитета раскрыть полнее. Соответственно, укрепление африканских государственных институтов идёт через согласование позиций, подходов и т.д.
Нам важно включиться в эту работу по укреплению именно государственных институтов, – где-то в противоречии с нашими противниками, которые, вмешиваясь в подготовку кадров, предлагая различные программы содействия, заинтересованы, [в то же время,] в ограничении полномочий этих государственных институтов, консервации их технической функции. Но безопасность Африки могут обеспечить только африканские государства. Нам нужно ориентироваться на этот вектор и делать то, что мы можем для его укрепления
Цифровое государство в Африке развивается двухзначными темпами во многих странах. Цифровизация государственного управления – один из способов укрепления государственности, что связано и с вопросами безопасности, идентификации личности. Какие-то частные операторы [в сфере безопасности] могут использоваться, но только как инструмент, помогающий в процессе укрепления государственных институтов.
Завершая, хотел бы упомянуть вопрос, связанный с продовольственной безопасностью, – вопрос демографии. Может быть, это будет слишком упрощено, но, зачастую политики наших оппонентов в Африке нацелены на ограничение рождаемости: управление, сокращения численности, скорости роста. На наш взгляд, этот процесс не является такой угрозой, как его часто представляют недоброжелатели в различных публикациях и выступлениях.
Продовольственную безопасность для 3 млрд населения [Африки] будет обеспечить проще, чем для 1,5 млрд, – отметка, к которой приближается население сейчас. Потому что именно повышение плотности населения создаст условия для вложений в инфраструктуру, системы транспортировки, резервирования зерна, продовольствия и так далее. Мы долгосрочно должны быть заинтересованы [в демографическом росте в Африке].
Последнее: если мы хотим сотрудничать с Африкой в области безопасности, нам нужно мыслить категориями 20-30 лет. В этом отношении можно обратить внимание на опыт наших оппонентов. Мы видим, что у нас расширяется горизонт планирования в связях с Африкой, – это [, например,] подготовка кадров, вложение в отношения, которое даст результат через десятилетие.
Африканский союз сейчас выступает на нашей стороне, помогая нашему продовольственному экспорту остаться вне контура санкций. Но необходимо вкладывать, чтобы укреплять инфраструктуру, чтобы она не зависела от санкций. Строить хранилища, открывать финансовые организации в Африке с российским участием, которые были бы привязаны к нашей или китайской, или и нашей, и китайской финансовой системе, были бы никак не связаны с теми каналами, которые можно обрезать в ходе санкций".
Маслов Андрей Александрович
Директор Центра изучения Африки