• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Центра изучения Африки прокомментировали обострение политического кризиса в Судане ведущим российским СМИ

15 апреля в Хартуме начались вооруженные столкновения между суданской армией и Силами быстрого реагирования. СБР — это военнизированная организация, которой руководит заместитель главы Суверенного совета Мухаммед Хамдан Даклу; она не подчиняюется главнокомандующему вооруженными силами Судана Абдель Фаттаху аль-Бурхану. Андрей Шелковников, Андрей Маслов и Всеволод Свиридов рассказали о причинах этого кризиса и его последствиях для мирового сообщества в ходе интервью с ТАСС, Известиями и Звездой.

Шелковников Андрей Игоревич

Эксперт Центра изучения Африки

 

Телеканал «ЗВЕЗДА»

Происходящее в стране - результат затянувшегося переходного процесса после военного переворота 2019 года, когда экс-президента Судана Омара аль-Башира отстранили от власти, и на его место пришла группировка во главе с Абделем Фаттахом аль-Бурханом. Его заместителем в суверенном совете стал Мухаммед Дагло - глава Сил быстрого реагирования (СБР) Судана.

Сегодняшний конфликт как раз между двумя последними лицами, важнейшими на текущей политической карте в спектре Судана. В чем причина? В декабре было заключено соглашение о плане передачи власти гражданским структурам, и в рамках этого плана планируется Силы быстрого реагирования включить в состав армии Судана. И сделать это планируется в течение двух лет. Это, конечно же, план Бурхана

Андрей Шелковников отметил, что с указанной стратегией не согласно руководство СБР, оно выставило ультиматум, который перешел в активные боевые столкновения.

Также одной из вероятных причин этого конфликта стало возможное соглашение Абделя Фаттаха аль-Бурхана с Египтом о предоставлении аэропорта в Мероэ для размещения там египетской военной базы, чем и были недовольны Силы быстрого реагирования

Источник: tvzvezda.ru

Свиридов Всеволод Юрьевич

Эксперт Центра изучения Африки

 

Газета «Известия»

Истинные причины столкновения кроются в затяжном внутреннем конфликте между «суданскими элитами».

Вооруженный конфликт стал результатом напряженности в отношениях между армией во главе с фактическим лидером Абделем Фаттахом аль-Бурханом и вооруженными формированиями под руководством Мохаммеда Хамдана Дагало. Можно сказать, что вялотекущий внутриполитический кризис в Судане идет с 2019 года, но тогда противостоящие друг другу сегодня силы действовали вместе. Бывший президент Омар аль-Башир был свергнут, к власти пришла гражданская администрация. До сих пор элиты и кланы ищут оптимальную модель взаимодействия между собой. Пока ее найти не удается

Спецназ в нынешнем конфликте в первую очередь рассчитывает повысить свою значимость во внутриполитическом процессе страны. Причем речь идет не о доступе к какому-то военному ресурсу, а о контроле за экономикой и распределением власти.

Под руководством Абделя Фаттаха аль-Бурхана Судан начал возвращаться в международное поле. Главным внешним партнером для республики стал Китай, и именно его интересам особо противоречит дестабилизация в африканской республике.

Китай важен как логистический коридор в Красном море. У Судана внешний долг под $60 млрд, и большая часть как раз приходится на КНР

Эскалация конфликта может ввергнуть Судан если не обратно в хаос, то точно грозит сделать его более токсичным для других внешних игроков. Тем не менее предпосылок к началу гражданской войны пока всё же нет. Сейчас это в первую очередь конфликт внутри элит и вовлеченность улицы явно ниже, чем в 2019 году, — не стоит ожидать продолжительных столкновений, резюмировал эксперт.

Источник: iz.ru

Маслов Андрей Александрович

Директор Центра изучения Африки

 

Газета «Коммерсантъ»

Стороны конфликта в Судане очень осторожны и не хотят ссориться с внешними игроками. Тот же Мухаммед Хамдан Даклу был очень аккуратен в отношении Египта. Но это в основном внутренний конфликт, который был неизбежен с учетом тех ресурсов, которые сосредоточены в руках Даклу — и финансовых, и силовых.

Источник: www.kommersant.ru

Маслов Андрей Александрович

Директор Центра изучения Африки

 

Агентство «ТАСС»

Столкновения между силами спецназа и армии в Судане противоречат интересам России и Китая, которые, как партнеры Хартума, заинтересованы в стабильном развитии страны. 

Россия заинтересована в сотрудничестве со стабильным Суданом. Министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно вернулся из Судана, провел успешные переговоры с главой переходного правительства Абдель Фаттахом аль-Бурханом. Судан для нас ключевой партнер, у нас прекрасные отношения, переходное правительство нас последовательно поддерживает в ООН

Андрей Маслов обратил внимание, что одними из основных партнеров для Судана на сегодня являются Китай и несколько стран Ближнего Востока. Судан должен около $60 млрд, внешний долг огромный, основная часть этого долга приходится на страны Ближнего Востока и Китай. Для Китая Судан - ключевой партнер в Африке.. Одновременно эксперт указал, что огромным потенциалом обладает и экономическое сотрудничество Судана с Россией, но оно ограничивается политической нестабильностью в республике.

Аналитик отметил, что сейчас основная линия политического противоборства в Африке разворачивается между Китаем и США, в этом контексте происходящие в Судане события "бьют" по интересам Пекина. 

Какие силы задействовали для того, чтобы эти события спровоцировать - второстепенный вопрос. Вышел на поверхность давний конфликт между силовыми структурами, имеющий и клановое измерение. Суданские группировки часто меняют внешних партнеров и покровителей, нельзя говорить с уверенностью, в чьих интересах они действуют сегодня

Эксперт подчеркнул, что и России, и Китаю нужен стабильный Судан, и они работают с тем руководством, которое там есть.

Источник: tass.ru

 

Газета «Известия»

Никакой радикализации в этом конфликте на религиозной почве не прослеживается. Просто стало слишком тесно двум противоборствующим сейчас сторонам. Вакуума власти, который могла бы заполнить террористическая группировка, пока в Судане нет. Страны региона могут помочь в разрешении конфликта, предложения о посредничестве уже звучали.

Пока ни одна из сторон не может добиться стратегического преимущества. Конфликт с разной степенью интенсивности длится с 2019 года. Сейчас мы наблюдаем его острую фазу, поэтому всеобъемлющее урегулирование может произойти не скоро. Накопились внутренние противоречия, которые требуют компромиссов. Пока стороны к этому не готовы.

Не стал бы говорить о том, что обострение ситуации в Судане сильно повлияет на мировые рынки. Потому что доля добычи полезных ископаемых в стране незначительна.

Источник: iz.ru

Маслов Андрей Александрович

Директор Центра изучения Африки

 

Газета «Известия»

Из мировых рынков разве что рынок золота, теоретически, может почувствовать последствия ситуации в стране. Судан добывает до 100 т этого металла в год, он — один из лидеров по этому показателю.

Россия занимает сбалансированную позицию. Глава МИДа Сергей Лавров во время визита в Судан в феврале этого года встречался с лидерами обеих противоборствующих сейчас сторон. Россия заинтересована в стабильности.

Объективных предпосылок к тому, чтобы конфликт перешел на стадию регионального, нет. Основные страны, которые связаны с противоборствующими группировками, выступили с миротворческими инициативами — ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет. Кроме того, скорее всего, и другие внешние партнеры, в том числе Россия, Китай, приложат усилия, чтобы не допустить длительного открытого конфликта.

Источник: iz.ru