• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия-Африка: обмен знаниями в области цифровизации госуправления

Круглый стол «Россия – Африка: обмен знаниями и цифровизация в области госуправления» состоялся в НИУ ВШЭ в рамках XXIV Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. В его работе приняли участие научные сотрудники университета, представители российских ИТ-компаний и делегаты африканских стран.

Россия-Африка: обмен знаниями в области цифровизации госуправления

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

11 апреля 2023 года в НИУ ВШЭ прошел круглый стол «Россия – Африка: обмен знаниями и цифровизация в области госуправления». Модератором выступила Анастасия Павленко, заместитель исполнительного директора — директор по стратегическим партнерствам компании «Иннопрактика». 

Во вступительном слове Анастасия Павленко отметила, что на сегодняшний день многие задачи в области цифровизации экономики и образования преодолеваются с помощью эффективных государственных цифровых услуг. Высокий уровень развития цифровых сервисов позволил снизить зависимость важнейших секторов экономики от зарубежных ИТ-решений и нарастить потенциал для развития сотрудничества между Россией и странами Африки. По данным Руссофта, 13% российских ИТ-компаний заинтересованы в сотрудничестве, а 7% готовы выйти на африканский рынок со своими продуктами уже в 2023 г. Сегодня мы видим потенциал для развития сотрудничества между Россией и странами Африки в области информационных технологий.

Андрей Маслов, Анастасия Павленко, Ашраф Ахмед (слева направо)
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Далее слово было передано Анастасии Лихачевой, декану факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Декан напомнила,  что презентация Центра изучения Африки состоялась всего лишь год назад, но сотрудники Центра успели сделать многое. Анастасия Борисовна поделилась впечатлениями от конференции «Мозговых центров» G20 в Индии: там было представлено множество ИТ-проектов, однако участники не проявили желания делиться наработками. В противовес этому, круглый стол НИУ ВШЭ направлен не только на презентацию отечественных достижений, но и на реализацию совместных  проектов.

Немаловажно, что в новой Концепции внешней политики РФ приоритет отдается сотрудничеству со странами Африки. Факультет МЭиМП активно участвует в этом процессе, подготавливая амбициозных специалистов, которые способны создавать новые институциональные рамки и служить проводниками новых идей на уровне международного сотрудничества.

Анастасия Лихачева
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Следующее сообщение озвучил директор ЦИА Андрей Маслов. Центр изучения Африки при поддержке «Иннопрактики» запускает пилотный образовательный проект по цифровому управлению для госслужащих из стран Африки — E-Governance Week. 

Поскольку Россия уже накопила определенный опыт по решению проблем в области цифрового управления, наша миссия заключается в том, чтобы помочь африканскому госуправленю пройти начальный этап развития и встать на самостоятельный путь цифровой трансформации, избежав зависимости от стран Запада. Например, те решения по госуправлению, которые найдены в Египте, могут быть использованы в Судане и других странах. «Тиражирование <...> положительного опыта мы видим своей основной задачей, задачей укрепления сотрудничества как России с Африкой, так и внутри африканского сотрудничества», — сказал директор. Презентация нашей программы в апреле 2023 года с большим интересом была встречена в Кении, Эфиопии, Танзании, на Коморских островах и в других странах Африки.

Центр изучения Африки работает по двум основным направлениям. 

Первое направление – это создание хаба или портала, который бы объединял важные и нужные знания по этому континенту. Уже сейчас доступны аналитические записки по состоянию цифрового госуправления в разных странах Африки, планируется развивать персонализированный доступ для защищенного обмена предложениями в т.ч. с коммерческими организациями. 

Второе направление – это программа обучения госслужащих из стран Африки. Это будет недельная серия мероприятий в конце сентября 2023 г. в Санкт-Петербурге, где представители преуспевающих российских компаний проведут обучение заинтересованной африканской аудитории по проблемно-ориентированным модулям, подготовленным ЦИА. Как показал опрос, самыми востребованными из них являются интеграция сервисов, защита данных и восполнение недостатка регуляторной базы. Финальная кампания по привлечению аудитории пройдет на июльском саммите «Россия-Африка 2023».  

Андрей Маслов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
После было заслушано сообщение Евгения Стырина, заведующего международной лабораторией цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ. Спикер отметил, что за последние 20 лет Россия достигла больших успехов в области цифровизации и перешла от этапа «Электронного правительства» к этапу «Цифрового госуправления», существенно расширив перечень предоставляемых цифровых услуг. Статистика показала, что гражданами нашей страны сэкономлено 98 тысяч часов при обращении за госуслугами в электронном виде. Созданная инфраструктура и решения в области цифровизации госуправления представляют несомненный интерес для стран Африки.
Евгений Стырин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Директор Департамента международной информационной безопасности МИД РФ Артур Люкманов обозначил тренды цифровизации. Ведущие западные производители оборудования и ПО наживаются на поставках в развивающиеся страны, что позволяет говорить о неоколниальных практиках. Россия же помогает в укреплении информационного суверенитета стран Африки во имя равноправного международного сотрудничества. 

Докладчик подчеркнул, что Россия заинтересована в разработке  международных нормативных актов о безопасности в информационном пространстве. Благодаря инциативе российской дипломатии в ООН были созданы такие структуры, как Специальный комитет по разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях и Рабочая группа ООН открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ (РГОС). В рамках РГОС Россия предлагает сделать контакты между Центрами реагирования на компьютерные инциденты в разных странах прямыми, чтобы повысить эффективность обмена технической информацией о совершенных кибератаках.

Первый секретарь Посольства Египта в РФ Ашраф Ахмед в общих чертах рассказал о цифровой трансформации в Египте и обозначил перспективы сотрудничества в Африке и с Россией. Цифровизация является приоритетным направлением для египетского правительства, в т.ч. благодаря проекту переноса столицы, и за последние несколько лет в развитие ИКТ было инвестировано порядка 2.7 миллионов долларов США. Активно совершенствуется т.н. цифровая платформа Египта (Egypt digital platform), число сервисов на которой должно увеличиться с 120 до 150 к концу этого года. Цифровые проекты в Египте тесно связаны с образованием, безопасностью и расширением возможностей граждан по получению услуг. Будучи частью африканского континента, Египет участвует в амбициозных проектах цифровизации, связанных с Повесткой 2063, например, создании панафриканской сети передачи данных (Panafrican Digital Data Network) и панафриканской электронной сети (Panafrican e-network). «Oрганизация этого форума [Международного ИТ-Форума Россия-Африка 2023] в рамках подготовки к саммиту показывает нам, насколько цифровизация и ИТ-сфера важны для России, когда она нацелена на сотрудничество с Африкой. <...> Мы приветствуем обмен идеями и рассматриваем возможности сотрудничества.»

Ашраф Ахмед
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Полномочный министр при посольстве Туниса Бешир Лангар сообщил, что правительство Туниса утвердило национальный план по разработке и внедрению ИКТ. Основными областями применения остаются образование, международное сотрудничество и стартапы. Каждый год в стране выпускаются 60 тысяч инженеров, обученных с помощью новых технологий. Налаживается сотрудничество с государственными и частным секторами в  Японии, Корее и Европейском Союзе.  Что касается цифрового государства (e-governance), то оно развивается медленно из-за нехватки инвестиций. «Мы открыты к развитию любых отношений с нашими партнерами» — заверил он.

Советник-посланник посольства Гвинеи Аллхасори Санкхон подтвердил, что  цифровизация является приоритетным направлением для его страны, в частности повышенное внимание уделяется развитию панафриканской цифровой сети, финансовому мониторингу, контролю границ, работе с данными и борьбе с кибер-терроризмом. Посланник выразил надежду на успешное сотрудничество с Россией в этих проблемных областях, поскольку Россия является носителем знаний, которые могут помочь стабилизации ситуации в стране. В Гвинее наблюдается дефицит таких знаний, а также материалов и подготовки специалистов, поэтому возможность подготовить свои кадры в России будет встречена с радостью. «Мы приглашаем российские компании в Гвинею для того, чтобы они могли изучить ситуацию на месте и дальше развивать сотрудничество с нашей страной. Мы надеемся, что Россия воспользуется этой возможностью, чтобы восстановить свое присутствие на африканском континенте.» «Россию давно знают в Африке, и мы рассматриваем Россию как привилегированного партнера» — подытожил дипломат.

Аллхасори Санкхон
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Директор Международного института стратегических исследований африканского рога Хассан Ханненже выразил уверенность, что данная дискуссия очень актуальна в свете предстоящего Российско-Африканского форума. ИКТ поспособствовало трансформации общества в Африке: единая платформа повысила эффективность оказания государственных услуг, бизнес-платформы  упростили процедуру инвестирования, возникла широкая сеть стартапов, а некоторые страны даже добились лидерства в развитии мобильных платежей. В то же время многие страны не могут получить максимум пользы от технологических достижений, потому что не обладают достаточными возможностями по их контролю. «Я считаю, что когда речь заходит о платформах цифрового государства, при отсутствии достаточной независимости cуществует риск того, что эти платформы скомпрометируют и, следовательно, нарушат суверенитет государств. В настоящее время страны континента не развили достаточный потенциал, чтобы противостоять киберугрозам такого рода, например. Я думаю, именно поэтому крайне важно, чтобы Москва, которая обладает, вероятно, одной из самых передовых систем управления,  смогла оказать помощь странам континента не только в разработке более надежной системы кибербезопасности, но и в создании систем, которые будут независимы от геополитических споров или манипуляций со стороны других игроков.»

Директор по развитию стратегических проектов блока информационных технологий ПАО «Ростелеком» Владимир Татаринцев отметил, что у компании есть большой опыт создания портала государственных цифровых услуг в России и также она готова к трансферу компетенций в Африку. В условиях импортозамещения большое количество российских компаний предлагают готовые продукты – программное обеспечение. «Ростелеком» вдобавок готовит специалистов по данному направлению.

Сергей Костоглод, директор по продажам в ООО «Ростелеком-Центр Хранения Данных», рассказал, что с 2009 года в РФ была начата работа над созданием «Электронного правительства», которое к настоящему времени превратилось во всеобъемлющую  цифровую среду взаимодействия граждан, юридических лиц и органов власти различных уровней, в разы сократило сроки предоставления государственных услуг и в десятки раз снизло затраты на их оказание. В 2022 г. Единый портал государственных услуг  насчитывал 115 млн. пользователей, было заказано 435 млн. госуслуг, осуществлено 138 млн. платежей на общую сумму более 153 млрд. рублей, произошел обмен 61 млрд. межведомственными электронными запросами. Инфраструктура «Электронного правительства» выдержала массированные кибератаки, отказы западных вендоров и поставщиков от технической поддержки оборудования и программного обеспечения.

Лайма Лемэр, генеральный директор исследовательско-технологического АО «Крибрум», поделилась результатами мониторинга мирового цифрового пространства. На текущий момент все популярные социальные сети принадлежат США и реализуют они две масштабные задачи: 1) сбор данных о пользователях; 2) удаленное манипулирование сознанием. Возникает вопрос, что делать в такой ситуации, если создание собственных площадок в интернета займет длительный промежуток времени. Докладчица предложила следующие меры:  контроль над социальными сетями и подготовку собственных специалистов по аналитическому, а не техническому анализу «больших данных». В настоящее время в мире существует всего 10 вузов по подготовке таких специалистов, и все они находятся в США. Следовательно, России нужно сформировать и  развивать собственные компетенции и в этой сфере.