• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Панельная дискуссия о технологиях для устойчивого развития Африки прошла при участии Центра изучения Африки

28 июля в рамках Второго форума Россия-Африка состоялась панельная дискуссия «Передовые технологии для устойчивого развития Африки». Модератором выступил директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов, а с приветственным словом к участникам обратился Министр экономического развития РФ Максим Решетников. В качестве спикеров в мероприятии приняли участие первый заместитель Министра энергетики Павел Сорокин, председатель Африканской энергетической палаты Энджей Аюк, президент «Русатом - международная сеть» Вадим Титов, основатель группы компаний Jospong Джоспех Кваме Сиав Агиепонг, заместитель генерального директора по продажам, маркетингу и логистике «ФосАгро» Михаил Стеркин и другие.

Панельная дискуссия о технологиях для устойчивого развития Африки прошла при участии Центра изучения Африки

© Сергей Михайличенко / Фонд Росконгресс

Дискуссию «Передовые технологии для устойчивого развития Африки» модерировал директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов. Он отметил, что западная повестка устойчивого развития способствует технологическому доминированию Запада в ущерб интересам других развивающихся стран, поэтому Россия, Африка и другие страны мирового большинства ищут свое понимание устойчивого развития. На этом пути страны Африки сейчас сталкиваются с проблемами, которые Россия уже решила или продолжает решать, например, достижение технологического суверенитета, подготовка кадров для этого. «Не только студентов нужно учить, но и уже сложившихся специалистов. Должно быть непрерывное образование» — подчеркнул он.

 

Министр экономического развития РФ Максим Решетников в приветственном слове к участникам дискуссии рассказал, как страны Запада пытаются закрепить технологическое отставание развивающихся стран. Европейские страны форсируют переход к возобновляемым источникам энергии, что замедляет экономический рост в развивающихся странах. «Здесь яркий пример — пограничный компенсационный углеродный механизм*. По нашим оценкам, он затронет более 12 млрд долларов экспорта африканских стран в Европейский союз. При этом под удар попадут продукты с большей добавленной стоимостью» — сообщил глава Минэкономразвития.

Решетников считает, что есть множество предпосылок для объединения усилий России и Африки в противостоянии глобальным вызовам.  Опыт российско-африканского сотрудничества в последние десятилетия — это традиция дружбы, доверия и взаимной поддержки. Среди перспективных направлений сотрудничества министр назвал энергетику и геологоразведку, сельское хозяйство и устойчивое развитие городов, климатический мониторинг, здравоохранение, поддержку малого и среднего бизнеса. 

Министр отметил, что российские компании реализуют высокотехнологичные проекты в Африке. 

«Причем они не просто строят важные и нужные объекты, но и обучают местных специалистов их эксплуатировать <...> В российских вузах мы также готовим медиков, инженеров, преподавателей, управленцев для стран Африки, в том числе под конкретные совместные проекты. В этом году по поручению президента квота на африканских студентов увеличена более чем в два раза» — заявил он.

Андрей Маслов, Максим Решетников
© Сергей Михайличенко / Фонд Росконгресс

Первый заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин отметил, что энергетика — это источник развития и кровеносная система любой экономики. Сотрудничество в сфере энергетики служит хорошей стартовой площадкой для установления стабильных взаимоотношений между странами, поскольку позволяет обеспечить финансирование, открыть каналы для расчетов, привлечь специалистов в страну.

Сорокин выразил надежду на развитие локализации производства в Африке:

Мне бы очень не хотелось, чтобы это была просто поставка энергоресурсов в Африку. Хотелось бы видеть, чтобы мы вместе создавали предприятия по созданию оборудования для потребления, приема и транспортировки этого топлива. Потому что только таким способом мы можем достичь интеграции России и африканского континента, показать миру, что партнерство может быть равным, оно возможно

Андрей Маслов отметил, что Россия — важный поставщик сжиженных углеродных газов (СУГ) в Африку, по подсчетам Центра изучения Африки НИУ ВШЭ, объем рынка СУГ, используемых для приготовления пищи в африканских странах, составляет 37 млрд долл. ежегодно. На это Павел Сорокин заявил, что Министерство энергетики совместно с Афрэксимбанком и Африканской энергетической палатой прорабатывает комплексный проект, который предполагает строительство энергетической инфраструктуры в нескольких странах Африки. По его словам, ожидается и положительный климатический эффект: «Как только эта инфраструктура появляется, появляется и культура потребления газа, и видимое, ощутимое снижение выбросов CO2».  

Заместитель министра подчеркнул важность трансфера компетенций: «Еще одна вещь, на которой я хотел бы сконцентрироваться, — это обучение людей. Энергетика может выступить одним из локомотивов, потому что здесь есть абсолютно очевиднейшая выгода для обеих сторон с точки зрения создания пласта специалистов, которые могут сделать следующий шаг. Сегодня мы обучаем студентов, а завтра они уже начинают создавать оборудование, работать в сервисных центрах на континенте, на совместных предприятиях. Это выстраивает долгосрочные отношения».

Павел Сорокин
© Сергей Михайличенко / Фонд Росконгресс

Председатель Африканской энергетической палаты Энджей Аюк призвал подходить к вопросам устойчивого развития с учетом ключевых проблем континента, в первую очередь, энергетического кризиса. «600 миллионов африканцев не имеют доступа к электричеству, еще 900 миллионов — к технологиям приготовления пищи, большинство из них женщины. Вот с чего нам надо начать, когда мы говорим о технологиях, когда мы говорим о том, куда мы идем со своими инвестициями и устойчивым развитием.» — сказал он.  

Господин Аюк убежден, что Африка должна действовать в своих интересах, выбирать инструменты, соответствующие потребностям и структуре экономики: «Надо донести до африканских и российских делегатов — мы не должны извиняться за желание использовать свой природный газ, уголь и нефть, чтобы накормить своих людей, позаботиться о них. Мне кажется, что раньше мы извинялись и говорили о том, что нам, конечно, необходимо выбирать зеленые технологии». 

Глава Африканской энергетической палаты выразил уверенность, что африканским странам не нужно, чтобы кто-то их обеспечивал, всё что требуется — это помощь в переходе на рельсы самостоятельного развития, например, через создание региональных цепочек поставок. «Организуйте цепочки поставок в Африке, чтобы у африканцев были рабочие места, чтобы им не пришлось пересекать страны, чтобы найти возможность прокормиться. <…> Постройте нам цепи поставок, и мы сами позаботимся о себе. И когда кто-нибудь придет и отрежет нас от каких-то ресурсов, мы не останемся с пустыми руками» — объяснил он.

Энджей Аюк
© Сергей Михайличенко / Фонд Росконгресс

Заместитель генерального директора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро» Сергей Мачехин предварил свое выступление видеороликом о достижениях компании в Африке за последние 20 лет.

Замглавы «РусГидро» назвал одним из элементов долгосрочного и независимого развития африканского континента бережливое управление водными ресурсами в рамках сбора, аккумуляции и справедливого использования поверхностного стока. Вторая составляющая — комплексное развитие самой гидроэнергетики. Мачехин также призвал к освоению геотермального потенциала африканского континента. 

«Последнее - это не экспорт, а именно трансфер технологий, тех научных изысканий и решений, которые обеспечат будущее африканского континента на горизонте последующих 50 лет» — завершил он.

Президент «Русатом - международная сеть» Вадим Титов рассказал про технологии, которые госкорпорация предлагает африканским странам. Среди них — ветропарки, АЭС большой и малой мощности; особенно оригинальное решение — плавучая атомная электростанция.

Представитель «Росатома» обратил внимание, что прогресс в атомной энергетике помогает решать важнейшие глобальные задачи в смежных областях: «Сложно переоценить значение атомных технологий для медицины. Сегодня радиоизотопы, радиофармпрепараты все более активно используются для диагностики лечения онкологических и не только онкологических заболеваний».   

Вадим Титов
© Сергей Михайличенко / Фонд Росконгресс

Директор по устойчивому развитию «ЭН+ ГРУП» Антон Бутманов заявил, что Россия готова перенимать африканский опыт. «У нас точно есть, чему друг у друга поучиться. Это и реальные технологии строительства и управления сложными гидроэлектростанциями, это и климатические технологии стандарта и адаптации, и в области биоразнообразия и различных таких экологических новаций», — сказал он. Бутманов привёл пример: группа российских депутатов изучила законодательство Кении в области регулирования пластикового загрязнения — в стране действует штраф до 40 тысяч долларов за производство, распространение или использование полиэтиленовых пакетов — и внесла в Госдуму законопроект о запрете продажи одноразового пластика на Байкале.

 

Директор по информационным технологиям «Росгеологии» Павел Соловьев поделился успешным опытом создания системы автоматизации геологоразведки твердых полезных ископаемых. По словам спикера, экономический эффект от внедрения этой системы автоматизации превышает 1 млн долл. ежегодно на одном объекте. Соловьев сообщил о готовности «Росгеологии» сотрудничать со странами Африки по этому направлению.

 

Джоспех Кваме Сиав Агиепонг основатель и председатель ганской группы компаний Jospong, подчеркнул важность утилизации мусора для устойчивого развития: «Страны, которые серьезно не занимаются вопросами экологии и удаления отходов, теряют ВВП, туристов, тех людей, которые могли бы развивать страну». 

Бизнесмен обратил внимание, что африканским проблемам нужны африканские решения. «Когда с этим (с обработкой отходов — Центр изучения Африки НИУ ВШЭ) работали китайцы, они сказали, что таких образцов они раньше не видели, поэтому нужна новая система по работе с подобными отходами. Конечно, использование российских технологий точно так же не сработает, так как есть вопросы специфические для Ганы, для Африки. Мои российские партнеры, приезжайте, посмотрите, как можно решить эту проблему именно в африканской обстановке, ведь если мы не решим ее именно в африканской обстановке, у нас не будет хорошего решения» — призвал он. 

Джоспех Кваме Сиав Агиепонг
© Сергей Михайличенко / Фонд Росконгресс

К встрече по видеосвязи  присоединилась Елена Мякотникова, руководитель функции климатические инициативы и углеродное регулирование  ООО «СИБУР». По ее мнению, экологичность продукции становится конкурентным преимуществом на рынке. Докладчица рассказала про новые климатические проекты, которые инициированы ЮАР и Россией в рамках БРИКС и «Женской двадцатки».

 

Заместитель генерального директора по продажам, маркетингу и логистике «ФосАгро» Михаил Стеркин отметил, что Россия — крупнейший производитель минеральных удобрений. «ФосАгро» экспортирует 33% (550 тысяч тонн) от российского экспорта удобрений в 21 африканскую страну. В Африке охотно покупают удобрения компании, потому что они не содержат кадмия, из-за которого деградирует значительная часть пахотных земель континента. 

Стеркин остановился на проблеме стремительного роста населения континента при недостаточной инфраструктуре. «К 2050 году население Земли вырастет на 2 млрд человек. При существующем объеме пашней и при существующих технологиях накормить их будет невозможно. У Африки есть огромный потенциал роста, потому что 60% земель, которые пригодны к обработке, не обрабатываются.» — сказал он.

Стеркин сообщил, что «ФосАгро» уделяет большое внимание образованию: «Мы 5 лет назад создали образовательную программу PRO Агро Лекторий. Сегодня на этой программе более 400 лекций, которые мы читаем в 45 аграрных университетах». К форуму Россия-Африка компания создала платформу с образовательными программами для африканцев.

 
 
* Механизм трансграничного углеродного регулирования — это инструмент климатической политики Евросоюза, который предусматривает взымание дополнительной платы с ввозимых в ЕС товаров в зависимости от объема выброшенных в атмосферу в процессе их производства парниковых газов.
Полная запись дискуссии