• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейское единство во время гражданской войны в Ливии (2015-2020)

В четверг, 1 октября, в рамках онлайн семинара «Актуальные вопросы региональных исследований» прошла встреча с политологом, старшим преподавателем РУДН, к.п.н, Университета Зальцбурга, автором телеграмм-канала KamranLeaks Камраном Гасановым на тему «Европейское единство во время гражданской войны в Ливии (2015-2020)».

В начале своей речи эксперт отметил, что период в пять лет был выбран не случайно. В 2015 году запускается политический процесс, направленный на объединение двух частей Ливии. За последние 5 лет ситуация сильно изменилась, стороны оказались в тупике, что стало катализатором вмешательства европейских стран. Камран Гасанов во время своего выступления проанализировал политики вмешательства Италии, Франции, Германии и Великобритании – крупнейших экономик и мощнейших военных держав Европы. Эксперт заметил, что если невозможно найти единство в политиках этих стран, то о каком Ливийском единстве может идти речь?

Спикер последовательно проанализировал каждую страну, начав с Италии, которая с начала политического процесса сделала ставку на правительство национального единства. В ноябре 2018 года в Палермо состоялась конференция враждующих групп. Италия заявила, что поддерживает ливийский народ, а не отдельных его представителей, за что получила статус ненадежного партнера.

Политика Парижа противоположна Италии – Франция регулярно поддерживала фельдмаршала Халифу Хафтара. Еще в 2017 прошла конференция с участием Хафтара и Сараджа. Президент Макрон пообещал перемирие, но бои не прекратились. Начиная с апреля 2019 года позиции Франции, как и позиции Италии, начали слабеть.

Позиция Лондона была двоякая: Великобритания, как и Италия, стремилась к мирному урегулированию, но и не возражала против происходивших военных действий. При этом, как отмечает эксперт, позиция Британии была оторвана от реальной ситуации.

Германия придерживалась нейтралитета и была довольно пассивна – пиком активности стала Берлинская конференция 2019 года. По результатам конференции подтвердилось оружейное эмбарго. Однако вмешательство Германии оказалось важным шагом, так как в это время в Ливии активно действовала Турция и страны Персидского залива.

На Европу большое влияние оказали третьи силы, в особенности, Россия. Турция почти полностью подчинила себе правительство национального согласия и оказала решающую поддержку Триполи. Европейцы же после этого быстро отвернулись от Хафтара.

Эксперт отметил, что анализ отсутствия или присутствия Европейского союза на территории Ливии очень сложная тема, в которой рассматривается также общность стран во время Арабской весны и участие других стран, таких как Россия и Турция.