Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр.1, каб.115
Телефон: +7(495)772-95-90 *23171
Бакланов А. Г., Имамкулиева Э. Э., Кулиева Н. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
China Report. 2024. Vol. 60. No. 3. P. 287-306.
Kashin V., Yankova A., Kondakova K.
In bk.: The Oxford Handbook of Geoeconomics and Economic Statecraft. Oxford: Oxford University Press, 2024.
Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.
Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.
Департамент зарубежного регионоведения — научно-исследовательский и образовательный центр, призванный возродить зарубежное регионоведение в России как область научного исследования и профиль подготовки специалистов.
Ведущие профессора мирового масштаба, осуществляющие научную, образовательную деятельность в рамках департамента, нацелены на воспитание нового поколения регионоведов и развитие собственной научной школы. В работе департамента задействованы уникальные специалисты-практики - профессионалы высокого уровня, знатоки отдельных регионов и стран.
В начале своей речи эксперт отметил, что период в пять лет был выбран не случайно. В 2015 году запускается политический процесс, направленный на объединение двух частей Ливии. За последние 5 лет ситуация сильно изменилась, стороны оказались в тупике, что стало катализатором вмешательства европейских стран. Камран Гасанов во время своего выступления проанализировал политики вмешательства Италии, Франции, Германии и Великобритании – крупнейших экономик и мощнейших военных держав Европы. Эксперт заметил, что если невозможно найти единство в политиках этих стран, то о каком Ливийском единстве может идти речь?
Спикер последовательно проанализировал каждую страну, начав с Италии, которая с начала политического процесса сделала ставку на правительство национального единства. В ноябре 2018 года в Палермо состоялась конференция враждующих групп. Италия заявила, что поддерживает ливийский народ, а не отдельных его представителей, за что получила статус ненадежного партнера.
Политика Парижа противоположна Италии – Франция регулярно поддерживала фельдмаршала Халифу Хафтара. Еще в 2017 прошла конференция с участием Хафтара и Сараджа. Президент Макрон пообещал перемирие, но бои не прекратились. Начиная с апреля 2019 года позиции Франции, как и позиции Италии, начали слабеть.
Позиция Лондона была двоякая: Великобритания, как и Италия, стремилась к мирному урегулированию, но и не возражала против происходивших военных действий. При этом, как отмечает эксперт, позиция Британии была оторвана от реальной ситуации.
Германия придерживалась нейтралитета и была довольно пассивна – пиком активности стала Берлинская конференция 2019 года. По результатам конференции подтвердилось оружейное эмбарго. Однако вмешательство Германии оказалось важным шагом, так как в это время в Ливии активно действовала Турция и страны Персидского залива.
На Европу большое влияние оказали третьи силы, в особенности, Россия. Турция почти полностью подчинила себе правительство национального согласия и оказала решающую поддержку Триполи. Европейцы же после этого быстро отвернулись от Хафтара.
Эксперт отметил, что анализ отсутствия или присутствия Европейского союза на территории Ливии очень сложная тема, в которой рассматривается также общность стран во время Арабской весны и участие других стран, таких как Россия и Турция.