• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Долгое эхо 1999.

Энтина Е. Г., Бондарев Н. В., Пророкович Д. и др.

М.: Зебра Е, 2024.

Статья
Гармонизация с санкционной политикой ЕС: оценка последствий для Исландии

Давранова С. Б.

Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2024. Т. 19. № 4. С. 27-35.

Глава в книге
Монголия как объект соперничества великих держав

Лузянин С. Г., Кушхов Б. Х.

В кн.: "Новая холодная война" в Азии. Глобальное и региональное измерение / Под ред. Д.В. Стрельцова. М.: Аспект Пресс, 2025.- 285 с.. Аспект Пресс, 2025.

Препринт
Военно-политическое присутствие Франции на Южном Кавказе

Мелоян Т. Х., Энтина Е. Г., Давранова С. Б. и др.

Международные отношения и зарубежные региональные исследования. WP21. Издательский Дом Высшей школы экономики, 2023. № 2745.

Трансформация внешней политики Турции в отношении стран БВСА (2008-2022)

19 октября 2022 года в рамках онлайн-проекта «Актуальные вопросы региональных исследований» департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ при поддержке Российской Ближневосточной Ассоциации прошёл 57-й онлайн-семинар с востоковедом и журналистом, советником генерального директора МИА «Россия Сегодня», автором и ведущим передачи «Разворот на Восток» на радио Sputnik Туралом Керимовым.

Своё выступление Турал Керимов начал с небольшого исторического экскурса, отметив, что современные конфликты на Ближнем Востоке восходят периоду распада Османской империи, последствия которого во многом определяют и нынешние противоречия. Докладчик обозначил различные этапы политики Турции в отношении стран региона, среди которых он выделил её фактическое неучастие в ближневосточных делах в межвоенный период во времена «деарабизации» общества при Ататюрке, а затем первые инициативы Анкары в регионе после Второй Мировой войны, такие как признание Израиля или участие в Багдадском пакте. Своеобразный «возврат Турции на Ближний Восток», по мнению Т. Керимова, начался в конце 1970-х – начале 1980-х гг., когда после Войны Судного дня и турецкой операции на Северном Кипре, а и операции «Буря в пустыне» 1991 года Турция всё активнее участвует в региональной политике, прежде всего, для обеспечения своей безопасности.

Вместе с тем, отмечает докладчик, активизация турецкой политики на Ближнем Востоке происходит уже в начале XXI века с приходом к власти Партии справедливости и развития Р. Т. Эрдогана. Одним из её главных подходов Т. Керимов называет «неоосманизм», который он определяет как стремление Турции показать странам региона, что их существующие проблемы могут быть решение через активное сотрудничество с Анкарой. Это приводит к развитию связей Турции с самыми разными государствами Ближнего Востока, от монархий Персидского залива до Магриба. Т. Керимов выделяет 2006-2012 гг. как пик ренессанса ближневосточной политики Турции, после чего в связи с противоречивыми последствиями Арабской весны, когда Анкара поддерживала движения политического ислама, в частности, «Братьев-мусульман»*, во взаимодействии с рядом государств наблюдаются трудности.

После общего обзора участия Турции в региональной политике докладчик перешёл к рассмотрению связей Анкары с отдельными государствами Ближнего Востока. Он рассказал о взаимодействии Турции и Сирии как образцовым примером взаимовыгодного сотрудничества в 2000-е гг., включавшее торгово-экономическое взаимодействие и посредническую роль Р. Т. Эрдогана между Сирией и Израилем. Однако после Арабской весны Турция резко изменила своё отношение к правительству Б. Асада, активно поддерживала противостоящие ему силы в гражданской войне и только в самое последнее время можно говорить о попытках установить контакты между Анкарой и Дамаском. Похожим образом складывались и турецко-израильские отношения, изначально представлявшие собой тесную военную и экономическую кооперацию, но обострившиеся, по мнению Т. Керимова, в том числе из-за личной неприязни турецкого президента и бывшего израильского премьер-министра Б. Нетаньяху. Это привело к сближению Израиля с Грецией и Кипром, но при действующем правительстве Беннета-Лапида тоже можно увидеть шаги к восстановлению сотрудничества.

Далее докладчик остановился на трансформации отношений Турции с Египтом. После прихода к власти «Братьев-мусульман»* в лице президента М. Мурси происходило укрепление сотрудничества двух стран, но с началом президентства А. Ф. Ас-Сиси взаимодействие Каира и Анкары фактически прекратилось, что определяла также поддержка Турцией и Египтом разных сторон ливийского конфликта и сближение Каира с Никосией и Афинами. Но в последние годы в связи с началом разработки запасов газа в Восточном Средиземноморье и необходимостью технического сотрудничества, а также завершением активной фазы гражданской войны в Ливии Турция стремится улучшить отношения с Египтом. Аналогично можно говорить о переходе в настоящее время к сотрудничеству Анкары с монархиями Персидского залива. Если раньше, как отметил Т. Керимов, главным партнёром Турции в регионе был Катар, а с Саудовской Аравией и ОАЭ отношения складывались сложно, в т. ч. из-за их восприятия поддержки Турцией «Братьев-мусульман»* как угрозой безопасности, то теперь ввиду новой геополитической обстановки учащаются контакты их властей, Эр-Рияд отменяет бойкот турецких товаров. В то же время турецко-иранские отношения до сих пор остаются в парадигме «заклятых конкурентов»: при определённых экономических связях Анкара и Тегеран всегда оказываются по разные стороны баррикад в различных конфликтах.

В завершение доклада Турал Керимов ответил на вопросы участников дискуссии о будущем турецко-египетских отношений в контексте конфликта в Ливии, влиянии конституционных изменений 2017 года на изменение турецкой внешней политики, решении проблемы Северного Кипра и нефтяном факторе в турецко-иракских отношениях.

Данное мероприятие организовано при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2022 году.
 


* Организация «Братья-мусульмане» признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена.