• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью Г. Никипорец-Такигава в Токио

В рамках проекта «Национальная идея/идентичность «западного» востока: Япония» руководитель проекта, профессор департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Галина Никипорец-Такигава (далее ГНТ) приняла в Токио участие как приглашенный эксперт в специальном выпуске программы одного из трех наиболее известных в Японии оппозиционных политиков и независимых политических аналитиков, которые еще до начала украинского конфликта предложили его альтернативную мейнстримной интерпретацию, Юкихиса Оикава (ЮО в скрипте интервью ниже), ответив на вопросы о перспективах японо-российских отношений.

Желательным статусом для Японии и России, по мнению ГНТ, является союзничество – более конструктивное для внутреннего развития обеих стран, чем состояние полного разрыва отношений из-за поддержки японским правительством политики США в отношении России. 

Так как выступление состоялось после 7 февраля, когда в Японии с 1981 года ежегодно проводятся общенациональные митинги за возвращение северных территорий (как называют в Японии четыре острова Курильской гряды, принадлежащие России), ГНТ объяснила ее персональное и профессиональное отношение к возможности решения территориального вопроса, поднимаемого Японией.

Для конструктивных переговоров на эту тему необходимо изменение представлений японской стороны о желании России вернуть острова и условий, на которых Япония могла бы их получить. Желания отдать свою территорию в России не возникнет даже в отдаленной исторической перспективе. Получить же острова Япония сможет только в результате военного поражения России со стороны Японии и ее союзников, которого тоже никогда не случится. Соответственно, притязания Японии обсуждаемы лишь в контексте ее вовлечения в совместную с Россией экономическую деятельность на данных российских островах и в прилежащей акватории. 

В целом, ГНТ считает необходимой нормализацию японо-российского диалога, понимая его стратегическое значение, прежде всего, для Японии, для которой партнерские отношения с Россией гарантируют смягчение рисков нерешенных вопросов с Китаем и Северной Кореей. И видит инструменты такой нормализации в экономической дипломатии и торгово-экономическом сотрудничестве, а также информационном противодействии антироссийскому дискурсу.

Выпуск собрал более 50000 просмотров за неделю, среди откликов однажды прозвучал призыв «Верните Курилы!» и утверждение, что «Россия и Япония никогда не смогут стать союзниками», но большинство выражали поддержку и интерес к высказываемой ГНТ позиции относительно будущего отношений Японии и России. 

Перед своим выступлением ГНТ взяла у Ю.Оикава интервью. См. ниже фрагменты, полная версия готовится к публикации.

Фото: анонс специального выпуска программы «Российский профессор о будущем японо-российских отношений в «Y. Oikawa The Wisdom LIVE Channel» и из студии

ГНТ – Почему начался украинский конфликт, на Ваш взгляд?

ЮО – …до 2022 года в течение 8 лет на Донбассе шли военные действия. То, что я видел, это то, что украинская армия убивает украинцев. Это являлось по сути геноцидом. Чтобы это остановить, предпринимались дипломатические усилия, постоянно шли переговоры. Принимались Минские соглашения. Но Украина их сразу нарушила. В конце концов президент Путин 24 февраля 2022 года начал специальную военную операцию. То есть старт сегодняшней ситуации я вижу не в 2022 году, а ранее, как минимум в 2014 и даже раньше, в 2004-2005. Далее надо понять, кто за этим стоит, кто то, что сегодня мы имеем, начал. Мой ответ – неоконсерваторы США, которым нравятся войны и которые по всему миру их разжигают. Вот они среди разных географических точек выбрали и этот регион. Мой вывод, который я изложил и в последней книге, вышедшей в конце 2022 года – целью стратегических планов США всегда была не Украина, а Россия, которую они хотят разрушить, разделив на несколько мелких государств, подконтрольных США с возможностью использовать российские природные ресурсы. Но реальность помешала этим планам. Германия начала сближение с Россией. Если бы в 2021 году Германия одобрила запуск Северного потока-2, все европейские страны при помощи энергетического сотрудничества сблизились бы с Россией. В этой ситуации проблемы возникли бы только у США. Объединенная Германия и Россия представляют вместе силу, которой нет равных в мире с точки зрения экономического и военного потенциала. Больше всего это не нравилось США. США никак не могла допустить сотрудничества Германии и России. Северный поток разрушить, именно в это время, и именно в этом месте и в это время разжечь конфликт – другого решения у США не было, на мой взгляд. И думаю, что в долгосрочном плане неоконсерваторов США лучшим оружием виделись украинские нацисты, которых они начали готовить к такой роли с 1991 года. Тактика американских неоконсерваторов везде одинакова – вторжение в страну и изменение режима. Для этой цели украинские нацисты очень удобны… 

ГНТ –  И в 2004-2005, и в 2014 Япония придерживалась своей позиции, предпочитая не разрушать отношений с Россией, несмотря на давление. Почему такая внезапная смена отношения к России в 2022?

ЮО – Это выбор Кисида.

ГНТ –  Если бы лидером был Абэ Синдзо, такого не могло бы случиться, так?

ЮО – Конечно. Абэ, когда он был премьер-министром, очень дорожил отношениями с Россией. И это было правильно, на мой взгляд. Конечно, отношения с США сохранял, но считал важными отношения с Россией, поэтому очень удачно удерживал баланс. Умеющих удерживать такой баланс японских лидеров почти нет, в прошлом было несколько, и Абэ был среди них…

ГНТ – Кстати, кому понадобилось убить Абэ? Были похороны, соответствующие статусу, даже чересчур дорогие, а соответствующего расследования не было.

ЮО – Есть разные версии. Наверное, за этим стоит какая-то группа…Или какая-то страна… 

ГНТ – То есть можно сделать вывод, что у российско-японских отношений почти нет будущего, если не поменяется лидер страны, так?

ЮО – Пока Кисида премьер-министр, нет никакого будущего. У японо-российских отношений нет будущего, но и в жизни японцев нет будущего. Экономика становится все хуже и хуже… Многие западные лидеры вынужденно сохраняют отношения с США, но стараются найти какие-то связи с Россией. Среди всех западных стран единственный лидер, который вообще ни о чем не думает, это японский Кисида...

ГНТ – Может быть, деятельность в сетях и в экономике может быть инструментом улучшения японо-российских отношений? На изменение общественного мнения японцев можно рассчитывать в результате Вашей работы в интернете?

ЮО – Мнение уже меняется. Год назад японцы думали, что Россия виновата, а Украине надо помогать. Я говорил обратные вещи, еще до того, как начался военный конфликт. И была сплошная критика в мой адрес. А сейчас мне часто пишут: «Я думал, что Россия не права, но слушая Ваши передачи, узнал правду». И количество таких комментариев растет. Год назад нас было трое, нас называли «очень плохими аналитиками». Но сейчас мы стали «хорошими».

ГНТ – Не потому ли, что ситуация в конфликте изменилась?

ЮО – Нет, японцы ничего не знают о текущем состоянии конфликта, эта информация до них не доводится. Зеленский плохой лидер – вот это стало распространенным мнением.

ГНТ – Где и кто это объясняет? Все японские каналы копируют CNN. В Японии не цитируют, допустим, Fox News.

ЮО – Да, японцам не известен Fox News. Но среди них появляются люди, которые видят Зеленского и начинают делать самостоятельные выводы. Помимо этого – это результат работы в сетях, включая мою работу – мнение, звучащее в интернете, заставляет японцев задумываться и сомневаться. Интернет изменился, информации стало больше.

ГНТ – Но по японскому телевидению выступают «эксперты по России», слушая которых, я всегда удивляюсь уровню их квалификации и предвзятости.   

ЮО – А других не пускают на телевидение. Приглашают только тех, кто скажет то, что надо. У них нет никакой своей позиции, они просто говорят то, что от них ждут…Но что бы они не говорили, влияние японских медиа на японское общество практически отсутствует. Никто не смотрит ТВ и газет не читает.

ГНТ – У Yomiuri самый высокий тираж в мире…

ЮО – Никто ее не читает. Ее массово печатают, раздают – это же японская традиция. У телевидения тоже низкий рейтинг популярности. Телевизионные программы выживают за счет рекламы, верно? Сейчас японские производители не вкладываются в телевизионную рекламу, потому что мало телезрителей. Все производители перенесли рекламу в сети....

ГНТПочему в Японии такая реакция на конфликт в Европе, но не было никакой реакции на события в Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане…? Вы из Азии?

ЮО – Японцы не думают о себе, как о азиатах. В европейских странах у людей есть представление, что они европейцы. Возможно, у жителей других стран Азии есть представление, что они азиаты. А у японцев нет. Японцы сами по себе. Японцы считают, что японцы –  это японцы.

ГНТ – Значит, японцы «иные»? Это трудный выбор, нет? Меняется мировой порядок, Азия становится его центром, здесь живет мировое большинство. Не в Европе, не в США, а в Азии, где находится Япония. Японцы раздумывают о своем месте в этом новом мировом порядке?

ЮО – Современные японцы об этом не думают. Раньше думали, а теперь не думают. Они думают только о себе. О своей стране не думают даже, а уж об Азии вообще не размышляют. Здесь я вижу большую проблему как японец. Проблему будущего Японии и выживаемости Японии в будущем. В мире, в Азии, частью которой Япония несомненно является, Япония ощущает себя отдельным элементом. Это опасное самоощущение.